Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа
семь видов теории развития
Культурно – историческая теория развития Выготского Л.С.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30г. ХХ века. Он считал социальную среду «источником» развития личности.
По его мнению в развитии ребенка существует как бы 2 переплетения. Первое – естественное созревание. Второе – овладение культурой, способами поведения и мышления. Вспомогательные средства – система знаков – символов ( язык, письмо и т.д.)
Это превращение проходит несколько стадий:
Начальная – взрослый человек с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его непроизвольных функций.
Вторая стадия- ребенок сам становится субъектом, направляет поведение другого.
Третья стадия – ребенок применяет к себе способы управления, которые другие применяли к нему, и он к ним.
Таким образом, каждая психическая функция появляется дважды – сначала как коллективная деятельность, потом как внутренний способ мышления ребенка. Между ними лежит процесс интериоризации.
Интериоризируясь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем наступает процесс экстериоризации – вынесение вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Таким образом, Выготский говорит о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка. Согласно ему, личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Личность возникает в результате культурного развития. Развиваясь человек осваивает собственное поведение.
В своем развитии личность проходит ряд стадий, которые сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.
Появление культурно – исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологической личности.
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
С позиции Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Развитие Эго охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти.
Основное понятие теории – эпигенетичесая концепция развития (в переводе с греческого « после рождения» ), базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Первая стадия (1 год жизни) – орально-сенсорная.
Предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру.
Вторая стадия (1-3г.) – мышечно-анальная, формирование автономии или стыда и сомнений.
Третья стадия (3-6г.) – локомоторно-генитальная, формироание инициативности или вины.
Четвертая стадия (6-12л.) – латентная, развитие трудолюбия или чувства неполноценности.
Пятая стадия (12-19л.) – подростковая, закладываются основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности.
Шестая стадия (20-25л.) – ранняя зрелость, направлена на формирование чувства интимности либо изоляции.
Седьмая стадия (26-64г.) – средняя зрелость, связана с появлением чувства продуктивности или застоя.
Восьмая стадия (65л.-смерть) – поздняя зрелость, формирование Эго-интеграции или отчаяния.
Каждая стадия сопровождается кризисом. Он приводит к личностному росту человека. На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфические для данного этапа развития эволюционные задачи. Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время. Если первый кризис вовремя не разрешается, дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.
Обществу и человеку придается равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни.
Теория социального научения А.Бандуры
Социально-когнитивная теория – теории личности второй половины ХХ века. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим самоконтроль и самоэффективность личности.
Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. В ходе наблюдения за поведением других, личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура считает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватной реакции и стратегии поведения.
Важное место в социально-когнитивной теории занимают понятия «саморегуляция» , «самоконтроль», «самоэффективность» личности. Ведущая роль в научении личности отдается способности к саморегуляции. Выделяют три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка, самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения или наказания в зависимости от ральных последствий.
Поведение может способствовать развитию различных форм личностных психопатологий. Бандура считает, что неадаптивное поведение- это результат излишне строгих норм самооценки.
Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом.
Тот, кто осознал свою самоэфективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях. Высокая самоэффективность способствует самоуважению личности, низкая самоэффективность снижает самоуважение.
Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает самоконтроль. Он проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением. Существует пять основных ступеней процесса самоконтроля: определение формы оценки поведения, сбор основных данных, разработка программы , выполнение, оценка и завершение.
Представители социально-когнитивной теории подтверждают важность научения посредством наблюдения детей за родителями. В социально-когнитивной теории разработана единая концепция управления поведением личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению Бандуры, определяется возможностью формирования осознонной самоэффективности личности.
Теория психоанализа З.Фрейда
Стержнем всей системы психоанализа является структурная модель личности, включающая три слоя – сознательный, предсознательный, бессознательный.
Уровень сознания – мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени.
Предсознательный – опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Бессознательный – содержит инстинктивные влечения, желания, воспоминания.
Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: Ид (оно), Эго (я), Супер-Эго (сверх-я).
Ид функционирует в бессознательном. Это врожденные инстинкты, которые стремятся к самоуважению любой ценой. На этапе созревания и развития Ид превращается в Эго.
Эго следует принципу реальности. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго, Фрейд считал самосохранение.
Супер-Эго включает моральные запреты, нормы, традиции, ценности и идеалы общества.
Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктом. По мнению Фрейда, существует два основных врожденных бессознательных инстинкта- инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека.
Психоанализ оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию 20 века.
Бихевиоральные теории личности
Бихевиоральные теории личности отличаются особым вниманием к построению эксперимента, процедуры, научной точности и контролируемости результатов.
В бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепление одних типов поведения и угашение других.
Основные типы: классическое (И.П.Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П.Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечения. Различают первичное и вторичное побуждение.
Развитие личности происходит в процессе формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими.
Бихевиоральная психотерапия является симптоматической и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение.
На принципе классического обусловливания построены методы системной десенсибилизации, аверсивная психотерапия, техники угашения.
На оперантном принципе обусловливания базируется тренинг агрессивности, модификационного поведения.
Теория привязанности Джона Боулби
Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение только рассмотрев его среду адаптации, основную среду в которой оно формируется.
Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. Затем в возрасте 3-6 месяцев малыши сужают направление своих реакций до нескольких знакомых лиц. Весь процесс- фокусирование на одном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования- соответствует импринтингу у других видов.
Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг.
Существует несколько фаз привязанности:
- неразборчивая реакция на людей
- фокусирование внимания на знакомых людях
- интенсивная привязанность и активный поиск близости
- партнерское поведение
1 фаза (от рождения до 3 месяцев): в первые 2-3 месяца жизни малыши реагируют на людей одними и теми же базовыми способами – улыбаются, лепечут, плачут, цепляются руками
2 фаза (от3 до 6 месяцев): социальные реакции малыша становятся намного более избирательными. В этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Предпочтение обычно отдается 2-3 людям.
3 фаза (от 6 месяцев до 3 лет): начиная с 6 месяцев привязанность ребенка становится более интенсивной и исключительной. Возникает боязнь незнакомца. Появляется поведенческая привязанность.
4 фаза (3года-окончание детства): ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях. Привязанности продолжают играть очень важную роль. Подростки избавляются от доминирования родителей, но у них формируется привязанность к другим лицам; взрослые считают себя независимыми, но в кризис ищут близости с любимыми; пожилые люди обнаруживают все большую зависимость от молодого поколения.
Боулби утверждал, что страх одиночества один из самых сильных страхов в человеческой жизни. На протяжении всей истории человечества людям удавалось выдержать кризисы и противостоять опасности с помощью близких.
Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.
Концепция морального развития Л.Колберга
Концепция морального развития Л.Колберга – генетическая теория.
В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации. Был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
Преконвенциональный уровень
0 ступень- моральная оценка находится в самом индивиде
1 ступень- штрафы и наказания. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты.
2 ступень- инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей.
Конвенциональный уровень
1 ступень- интерперсональные отношения. Ценность жизни определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому-то, помогают ли ему.
2 ступень- право и порядок. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности.
Постконвенциональный
1 ступень- социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий процесс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям.
2 ступень- общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед.
3 ступень- жизнь человека, это элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни.
Учение Ж.Пиаже о развитии интеллекта
Психологические воззрения швейцарского психолога Ж.Пиаже (р.1896г.) сложились на основе общего психологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации.
При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации перестраивает соответственно особенностям среды. В связи с этим, понимание развития интеллекта мыслилось как «единство ассимиляции и аккомодации». Индивид с его собственными психическими ресурсами противостоит социальному миру, сведенному к совокупности идей.