Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:29, реферат
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях
Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности
способностей ведет свою
Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.
2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.
Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.
Но и эта концепция
встречала и встречает
3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.
Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.
Далее, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.
Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
Способность развивается
на основе различных психофизических
функций и психических
Понятие способностей.
Общие и специальные
Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей. В психологии имеется ряд определений способностей.
В.Д. Шадриков считает, что способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.
Более развернутое определение способностей представлено Б.М. Тепловым: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально -- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во - вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой - либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно являются индивидуальными особенностями, обычно, не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности; в -- третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» |18, 120].
А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что «...источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека, количественно - качественная разница продуктивности и позволяют различать виды и степени способностей. Понятие способности включает также различия людей в достижениях. Всем доступное достижение не связывается обычно со способностью. Комплекс свойств, обеспечивающих задачи с варьирующим результатом, тем более позволяет говорить о способности, чем меньшему числу лиц он доступен» [5, 56].
С.Л. Рубинштейн, указывал, что способности - это характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности. Всякая способность является способностью к чему - либо, к какой - то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств - способностей человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности, и требований, которые она предъявляет [16].
В понимание природы способностей проливает свет идея Б.Г. Ананьева о механизмах иерархической организации личности. В сложных ее образованиях происходит взаимодействие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, среди которых базовым является функциональный механизм, составляющий природную особенность мозга с его анализаторной системой (зона задатков) [1, 136-137].
В психологии под задатками имеют в виду анатомо-физиологические и психофизиологические свойства, которые обнаруживаются в деятельности и в ней же реализуются, составляя основу развития способностей в благоприятных для этого условиях.
Ф.Н. Гоноболин считал что, природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Их надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности. Кроме того, задатки многозначны, т.е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности [2]
Различают общие и специальные способности. К первым относят сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственную самостоятельность, речевые свойства личности, одним словом, интеллектуальную сферу. Б.Ф.Ломов к общим способностям относит когнитивные процессы и когнитивные стили.
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях [11]. Специальные способности развиваются на основе общих и связаны с конкретным видом деятельности, что подтверждается не только общими и специфическими особенностями когнитивных процессов, но и различием когнитивных стилей и индивидуальных стилей деятельности [9].
Исследования способностей в психологии
История изучения способностей
уходит корнями в XVIII- XIX век. В то
время способности понимались, как
высокий уровень развития общих
и специальных знаний, умений и
навыков, обеспечивающих успешное выполнение
человеком различных видов
Проблема способностей является очень емкой и включает в себя большое количество разнообразных характеристик, т.е. различные авторы рассматривают способности с разных точек зрения.
В вопросе о природе способностей позиции различных течений западной и отечественной психологии коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.
Первое - психофизиологическое, которо
Другое направление - исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Представители этой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения, и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
С.Л. Рубинштейн предлагает различать способности по своему качеству, направленности и по уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться.
Способностям присущи
динамика и трансформация, а
также различные особенности
проявления. Динамику и трансформацию
способностей можно
Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.
Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.
Групповыми называют способности, которые
группируются и развиваются на базе задатков,
общих и специальных способностей. К 16-18
годам, когда происходит выбор профессии,
у личности проявляются профессиональные с
Способности различают и по уровню их развития. По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность.
Высокий уровень способностей
в психологической литературе
понимается как одаренность.
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений» [15].
С.Л. Рубинштейн считает, что способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется [16]. К.К. Платонов предлагает относить способности к свойствам личности, при этом выделяет в ней четыре фактора развития способностей:
1. биологически обусловленная (темперамент);
2. психическое отражение (мышление, память, чувства, воля);
3. приобретенные человеком знания, умения, навыки;
4. направленность личности (интересы, мировоззрение)
Эти подгруппы совпадают с функциональным, операционным, мотивационным механизмами, обусловливающими развитие способностей.
К.К. Платонов обращает особое
внимание на специальные способности,
которые он называет профессиональными,
представляющими собой