Теория способностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:29, реферат

Описание

В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях

Работа состоит из  1 файл

психология на завтра.docx

— 28.82 Кб (Скачать документ)

На понимание взаимосвязи  общих и специальных способностей проливает свет идея Б.Г.Ананьева о двухфазности развития психофизиологических функций, составляющих основу общих и специальных способностей. Согласно этой идеи существует соотношение моментов нарастания, «работоспособности» психофизиологических функций в ходе онтогенетического развития человека, особенно интенсивно в детстве, юности, ранних возрастах зрелости. В процессе обучения профессии, овладения мастерством, что происходит интенсивно в периоды зрелости, наблюдается «специализация» этих же функций.

В ходе онтогенетического  развития происходят качественные изменения  в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности [1].

В психологических исследованиях  способностей выделяется особое направление - изучение специальных способностей. Учебные и математические способности  изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов.

Б.М. Теплов в изучении музыкальных  способностей предлагает понимать их как некий комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются:

1) музыкальный слух в  его двух компонентах - звуковысотном и ладовом;

2) музыкально-репродуктивная  способность (способность к слуховому  представлению);

3) музыкально-ритмическое  чувство [19].

Л.И. Уманский, изучая способности  к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам:

1) способность "заряжать" своей энергией других людей,  активизировать их;

2) практически-психологический  ум;

3) способность понимать  психологию людей и верно на  нее реагировать;

4) критичность;

5) психологический такт;

6) общий уровень развития;

7) инициативность;

8) требовательность к  другим людям;

9) склонность к организаторской  деятельности;

10) практичность;

11) самостоятельность;

12) наблюдательность;

13) самообладание, выдержка;

14) общительность;

15) настойчивость;

16) личная активность;

17) работоспособность;

18) организованность [21].

Автор считает, что для  осуществления организаторской  деятельности необходимо единство этих качеств.

В исследовании Н.А. Федоровой  изучалась роль воображения в  овладении студентами художественным конструированием. Оказалось, что успешность обучения художественному конструированию  значительно выше у тех студентов, которые отличаются высоким уровнем  развития воображения, пространственного  восприятия, памяти и мышления [17].

В изучении специальных способностей педагогов Н.В. Кузьмина выделяет конструктивный, гностический, организаторский и  коммуникативный компоненты, в соответствии с которыми происходит развитие способностей. Овладевая указанными видами деятельности (компонентами), педагог достигает  определенного уровня соответствующих  способностей. Коммуникативные способности, по Н.В.Кузьминой, есть способность учителя устанавливать правильные отношения с учащимися. Это сфера общения, в которой проявляются коммуникативные способности [7].

Таким образом, можно ожидать, что набор общих и специальных  или специфических качеств будет  варьировать в пределах той или  иной профессиональной деятельности, для которой необходимо именно такое  сочетание общих и специальных  качеств, а не другое. Так специальные  способности в конструировании  технических изделий могут проявляться  на высоком уровне лишь в том случае, если человек располагает знаниями в области техники, склонностью  к данному виду деятельности. Он проявляет интерес к конструированию, у него есть желание прилагать  усилия в достижении высоких результатов  в избранной профессиональной деятельности. При достижении известного уровня в  этой деятельности человек начинает стремиться к новым знаниям, расширению умственного кругозора. Тогда, по мнению Е.И. Степановой, специальные способности  становятся источником развития общих  способностей [17].

     

 

Примеры гениев: Энштейн, Стиви Уандер (певец. Мультиинструменталист),  Стивен Хокинг (современный физик), Альберт Хофманн (швейцарский химик), Тим Бернерс-Ли (компьютерный ученый, изобретатель всемирной паутины), Леонардо ДаВинчи, Микеланджело Буанаротти…..

Примеры талантов: Мохаммед Али (боксер), Клинт Иствуд (современный актер), Джек Николсон (современный актер), Монсерат Кабалье (оперная певица), Елена Исинбаева (чемпионка по прыжкам с шестом), Бобби Фишер (величайший шахматист 20 века), Уильям Шекспир…..

Примеры мастеров: Майк Тайсон (боксер), Усейн Болт (самый быстрый человек на планете), Рафаэль Надаль (теннисист), Растрелли (архитектор – Зимний дворец).


Информация о работе Теория способностей человека