Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:29, реферат
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях
На понимание взаимосвязи
общих и специальных
В ходе онтогенетического развития происходят качественные изменения в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности [1].
В психологических исследованиях способностей выделяется особое направление - изучение специальных способностей. Учебные и математические способности изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов.
Б.М. Теплов в изучении музыкальных способностей предлагает понимать их как некий комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются:
1) музыкальный слух в его двух компонентах - звуковысотном и ладовом;
2) музыкально-репродуктивная
способность (способность к
3) музыкально-ритмическое чувство [19].
Л.И. Уманский, изучая способности
к организаторской
1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их;
2) практически-психологический ум;
3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) критичность;
5) психологический такт;
6) общий уровень развития;
7) инициативность;
8) требовательность к другим людям;
9) склонность к организаторской деятельности;
10) практичность;
11) самостоятельность;
12) наблюдательность;
13) самообладание, выдержка;
14) общительность;
15) настойчивость;
16) личная активность;
17) работоспособность;
18) организованность [21].
Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.
В исследовании Н.А. Федоровой
изучалась роль воображения в
овладении студентами художественным
конструированием. Оказалось, что успешность
обучения художественному
В изучении специальных способностей педагогов Н.В. Кузьмина выделяет конструктивный, гностический, организаторский и коммуникативный компоненты, в соответствии с которыми происходит развитие способностей. Овладевая указанными видами деятельности (компонентами), педагог достигает определенного уровня соответствующих способностей. Коммуникативные способности, по Н.В.Кузьминой, есть способность учителя устанавливать правильные отношения с учащимися. Это сфера общения, в которой проявляются коммуникативные способности [7].
Таким образом, можно ожидать,
что набор общих и специальных
или специфических качеств
Примеры гениев: Энштейн, Стиви Уандер (певец. Мультиинструменталист), Стивен Хокинг (современный физик), Альберт Хофманн (швейцарский химик), Тим Бернерс-Ли (компьютерный ученый, изобретатель всемирной паутины), Леонардо ДаВинчи, Микеланджело Буанаротти…..
Примеры талантов: Мохаммед Али (боксер), Клинт Иствуд (современный актер), Джек Николсон (современный актер), Монсерат Кабалье (оперная певица), Елена Исинбаева (чемпионка по прыжкам с шестом), Бобби Фишер (величайший шахматист 20 века), Уильям Шекспир…..
Примеры мастеров: Майк Тайсон (боксер), Усейн Болт (самый быстрый человек на планете), Рафаэль Надаль (теннисист), Растрелли (архитектор – Зимний дворец).