Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Комплексная курсовая работа по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология» на тему: «Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»», раскрывает соответствие студентов выбранной специальности – менеджер (руководитель).
Объект изучения - студенты группы 3 «Д».
Предмет исследования - особенности личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д».
Цель: определить особенности личности студентов группы 3 «Д»и выявить количество студентов у которых особенности личности соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).
Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у молодежи отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны студентам и не присущи взрослым людям.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
В настоящее время наука
располагает достаточным
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). [3]
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних (обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Сангвиник.Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. Сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений, при отсутствии внешних стимулов становятся скучными и вялыми.[2]
Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил хватает не на долго, им свойственны спады и подъемы настроения, в общении часто вспыльчивы, крикливы и нетерпеливы.
Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная не выразительная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматик надежный друг, не склонен к перемене своего окружения, круг его общения достаточно узок. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.[5]
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, по этому по лицу нельзя увидеть бурю чувств, которые он переживает. голос тихий, движения бедны.Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхоликов настораживает новая обстановка, новые люди, поэтому они часто смущаются, уходят в себя, уединяются. Зато чувствительны к человеку и всему что с ним происходит, обладают богатым ассоциативным внутренним миром. Большинство меланхоликов - интроверты. [6]
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.
То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры. [7]
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
2. Практическая часть
2.1. Характеристика учебной группы
студентов, обучающихся по
В Липецкой области, городе Лебедянь, в Лебедянском торгово - экономическом техникуме обучаются студенты группы 3 «Д» по специальности «Менеджмент по отраслям».
Количество студентов
Рисунок - 1Структура группы по полу
Рисунок- 2 Структура группы в семье которых более 3 детей и в семье которых
менее 3 детей
Рисунок - 3 Структура группы с неполным средним образованием и с полным
средним образованием
Рисунок - 4 Структура группы студентов, планирующих получить после учебы высшее образование
Рисунок - 5 Структура группы студентов, обучающихся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»
Рисунок - 6 Возрастная структура группы
Рисунок - 7 Структура полных и неполных семей
Вывод: Более 70% (рис. 3) студентов группы 3 «Д» Лебедянского торгово – экономического техникума поступили на данную специальность после полного среднего образования, значит, они уже имеют конкретные цели в области образования и карьеры. 85,2% (рис. 5) студентов стремится к достижению поставленных перед собой целей и обучается без троек. 88,50% (рис. 7) имеют полные семьи, что позволяет им более уверенно чувствовать себя в решении различных ситуаций и наиболее полно реализовывать свои способности. По возрастной структуре группы (рис 6) можно сделать вывод, что по окончании учебы студенты на рынке труда будут самыми молодыми специалистами и что наиболее вероятно без опыта работы, по этому их цель получить высшее образование не только оправдана, но и не обходима в нынешних условиях рынка труда. Предварительно можно составить прогноз, что 65% - 70% студентов Лебедянского торгово – экономического техникума группы 3 «Д» добьются своих целей, в том числе трудоустроятся по той специальности, на которую претендовали изначально.
2.2. Анализ типологии темперамента
Для изучения особенностей типологии характера у студентов группы 3 «Д» Лебедянского торгово – экономического техникума обучающихся по специальности «Менеджмент ( по отраслям)» мы провели тестирование. Протестировано было 24 студента из 26, что не сказывается на результатах анализа типологии темпераментов группы в целом.
Рисунок8 – Результаты тестирования группы 3 «Д» по тесту «круг Г. Айзенка»
Результаты данного теста позволили выявить следующие типы темперамента у испытуемых (см. Таблицу 3).
Таблица 3 - Результаты диагностики по тесту Айзенка
Всего испытуемых |
Выявленный тип темперамента | |||
1 |
2 | |||
24 |
меланхолик |
флегматик |
сангвиник |
холерик |
3 |
6 |
10 |
5 |
Для наглядности представим данные на рисунке 8.
Рисунок 9 - Результаты диагностики темперамента
По результатам теста «круг Г. Айзенка» (наглядно отображенным на рисунке 8 и рисунке 9) видно, что наибольшее количество студентов (10 человек или 41,67%) в группе 3 «Д» Лебедянского торгово – экономического техникума имеют сангвинический тип темперамента.
Такие результаты тестирования были предсказуемы (на основании рисунков 3,5,6,7). У 41,67% студентов группы 3 «Д» специальность «Менеджмент (по отраслям)» высокая предрасположенность к руководящим должностям, специальность по которой они обучаются наилучшим образом подходит им, и поможет реализовать в жизнь все заложенные потенциалы. Сангвиник - хороший профессионал и руководитель, реализующий объективный стиль управления. Также способен к наиболее эффективному стилю управления - ситуативному. Он может быть директивным и жестким в конфликтных и экстремальных условиях, мягким и дипломатичным в общении с креативщиками. Он способен не подчеркивать своего должностного статуса во взаимодействии с сильным и опытным подчиненным-профессионалом или уйти на дистанцию, если ситуация не требует контроля.
Информация о работе Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»