Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Комплексная курсовая работа по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология» на тему: «Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»», раскрывает соответствие студентов выбранной специальности – менеджер (руководитель).
Объект изучения - студенты группы 3 «Д».
Предмет исследования - особенности личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д».
Цель: определить особенности личности студентов группы 3 «Д»и выявить количество студентов у которых особенности личности соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 344.79 Кб (Скачать документ)

Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации  характеров у молодежи отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны студентам и не присущи взрослым людям.

2.1. Понятие и виды темперамента

 

Под темпераментом следует  понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются  в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

В настоящее время наука  располагает достаточным количеством  фактов, чтобы дать полную психологическую  характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). [3]

Соотношение реактивности и  активности определяет, от чего в большей  степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних (обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко  и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интроверсия  определяет, от чего преимущественно  зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.

Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник.Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. Сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений, при отсутствии внешних стимулов становятся скучными и вялыми.[2]

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил хватает не на долго, им свойственны спады и подъемы настроения, в общении часто вспыльчивы, крикливы и нетерпеливы.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная не выразительная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматик надежный друг, не склонен к перемене своего окружения, круг его общения достаточно узок. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.[5]

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, по этому по лицу нельзя увидеть бурю чувств, которые он переживает. голос тихий, движения бедны.Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхоликов настораживает новая обстановка, новые люди, поэтому они часто смущаются, уходят в себя, уединяются. Зато чувствительны к человеку и всему что с ним происходит, обладают богатым ассоциативным внутренним миром. Большинство меланхоликов - интроверты. [6]

Плохих  и хороших характеров нет,  «всему дана двойная мера», наши недостатки – продолжение наших достоинств.

 

1.4. Темперамент и характер

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может  определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны  имеет существенное значение для  понимания сложного образа поведения  человека, характера человека.

То, насколько человек  проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры. [7]

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости  и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

 

2.1. Характеристика учебной группы  студентов, обучающихся по специальности  «Менеджмент (по отраслям)»

 

В Липецкой области, городе Лебедянь, в Лебедянском торгово - экономическом техникуме обучаются студенты группы 3 «Д» по специальности «Менеджмент по отраслям».

Количество студентов обучающихся  в группе 26 человек, их можно классифицировать по следующим данным (рисунки 1,2,3,4,5,6,7):

Рисунок - 1Структура группы по полу


 

Рисунок- 2 Структура группы в семье которых более 3 детей и  в семье которых

 менее 3 детей

Рисунок - 3 Структура группы с неполным средним образованием и с полным

средним образованием

Рисунок - 4 Структура группы студентов, планирующих получить после учебы высшее образование


 

 

 

 

 

Рисунок - 5 Структура группы студентов, обучающихся на «отлично»,  «хорошо» и «удовлетворительно»


 

 

 

 

 

 

Рисунок - 6 Возрастная структура группы


 

 

 

 

 

Рисунок - 7 Структура полных и  неполных семей

Вывод: Более 70% (рис. 3) студентов  группы 3 «Д» Лебедянского торгово  – экономического техникума поступили  на данную специальность после полного  среднего образования, значит, они уже  имеют конкретные цели в области  образования и карьеры.  85,2% (рис. 5) студентов стремится к достижению поставленных перед собой целей и обучается без троек. 88,50% (рис. 7) имеют полные семьи, что позволяет им более уверенно чувствовать себя в решении различных ситуаций и наиболее полно реализовывать свои способности. По возрастной структуре группы (рис 6)  можно сделать вывод,  что по окончании учебы студенты на рынке труда будут самыми молодыми специалистами и что наиболее вероятно без опыта работы, по этому их цель получить высшее образование не только оправдана, но и не обходима в нынешних условиях рынка труда. Предварительно можно составить прогноз, что 65% - 70% студентов Лебедянского торгово – экономического техникума группы 3 «Д» добьются своих целей, в том числе трудоустроятся по той специальности, на которую претендовали изначально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ типологии темперамента


Для изучения особенностей типологии характера у студентов группы   3 «Д» Лебедянского торгово – экономического техникума обучающихся по специальности «Менеджмент ( по отраслям)» мы провели тестирование. Протестировано было 24 студента из 26, что не сказывается на результатах анализа типологии темпераментов группы в целом.

Рисунок8 – Результаты тестирования группы 3 «Д» по тесту «круг Г. Айзенка»

Результаты данного теста  позволили выявить следующие  типы темперамента у испытуемых (см. Таблицу 3).

Таблица 3 - Результаты диагностики по тесту Айзенка

Всего испытуемых

Выявленный тип темперамента

1

2

24

меланхолик

флегматик

сангвиник

холерик

           3

  6

       10

5


Для наглядности представим данные на рисунке 8.

Рисунок 9 - Результаты диагностики темперамента

 

По результатам теста  «круг Г. Айзенка» (наглядно отображенным на рисунке 8 и рисунке 9) видно, что наибольшее количество студентов (10 человек или 41,67%) в группе 3 «Д» Лебедянского торгово – экономического техникума имеют сангвинический тип темперамента.

    • Сангвиническому типу свойственны следующие черты:
    • легкая приспосабливаемость к изменчивым условиям среды;
    • высокая сопротивляемость трудностям жизни;
    • подвижность;
    • общительность;
    • широкий круг знакомств;
    • частая смена привязанностей;
    • активность и работоспособность;
    • быстрая переключаемость на новые виды работы;
    • легкость переучивания;
    • продуктивность деятельности;
    • оптимистичность.

Такие результаты тестирования были предсказуемы (на основании рисунков 3,5,6,7). У 41,67% студентов группы 3 «Д»  специальность «Менеджмент (по отраслям)» высокая предрасположенность к руководящим должностям, специальность по которой они обучаются наилучшим образом подходит им, и поможет реализовать в жизнь все заложенные потенциалы. Сангвиник - хороший профессионал и руководитель, реализующий объективный стиль управления. Также способен к наиболее эффективному стилю управления - ситуативному. Он может быть директивным и жестким в конфликтных и экстремальных условиях, мягким и дипломатичным в общении с креативщиками. Он способен не подчеркивать своего должностного статуса во взаимодействии с сильным и опытным подчиненным-профессионалом или уйти на дистанцию, если ситуация не требует контроля.

Информация о работе Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»