Типы и образы российского предпренимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 18:47, реферат

Описание

Цель данной работы попытаться дать описание облика предпринимателя в современной России.
Предпринимательство, как явление российской общественной жизни, привлекло к себе внимание еще в XVII веке. В настоящее время предпринимательство в России переживает процесс возрождения и становления. Этот процесс сопровождается с многочисленными противоречиями, трудностями, ошибками.

Содержание

Введение
1. Российское предпринимательство 20 века
2. Образ российского предпринимателя
2.1 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение
2.2 Основные черты предпринимателя
2.3 Предпринимательство и власть
3. Бизнес и благотворительность
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Типы и образы предпр..docx

— 39.43 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Гуманитарный  институт

 

 

 

Кафедра «Социология  и психология»

 

 

 

Дисциплина: «Социология  бизнеса» 

 

Контрольная работа

 

на тему " Типы и образы российского предпринимателя"

 

 

 

 

Выполнил 

Студент гр. ЗФМЛ-11

Бурыжников Н.А.

Проверил

К.психол.н.,  доцент кафедры

«Социология и психология»

Бусурина Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань - 2012

Содержание

 
Введение

1. Российское предпринимательство  20 века

2. Образ российского предпринимателя

2.1 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение

2.2 Основные черты предпринимателя

2.3 Предпринимательство и власть

3. Бизнес и благотворительность

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство, как  явление российской общественной жизни, привлекло к себе внимание еще в XVII веке. В настоящее время предпринимательство в России переживает процесс возрождения и становления. Этот процесс сопровождается с многочисленными противоречиями, трудностями, ошибками. 

На современном этапе  исторического развития России становится актуальной задача распознать типы и образы предпринимателей. При этом важно не только выявить типические черты социальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретных личностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства по линии превращения идеального в материальное.

На характер предпринимательской  деятельности влияет и социальная среда, где предприниматель воспитывается, и культурно-этническая традиция, и особенности семейно-бытового уклада, и степень сочетания образованности с нравственной воспитанностью личности. В этом смысле история развития русского менталитета особенно показательна в деле становления и развития личности российского предпринимателя. Не следует забывать, что три четверти прошлого столетия понятия "бизнес", "предприниматель", "предпринимательство" были для нас откровенно чуждыми и "эксплуататорскими". Этому в немалой степени поспособствовали и порой анекдотичные или откровенно криминальные методы и принципы ведения бизнеса прошлого десятилетия. Разумеется, такое восприятие предпринимателей существенно уродовало и продолжает уродовать сам деловой климат в России.

Цель данной работы попытаться дать описание облика предпринимателя в современной России.

    1. Российское предпринимательство XX века

 

Для начала необходимо рассмотреть  предпринимательство без отрыва от исторического контекста, а также  социально-значимых факторов и предпосылок, влияющих как на общественное мнение, так и на поведение индивида.

Судьба российского предпринимательства  особенно противоречива в XX в. По существу начавшись во времена петровских реформ, она явно складывается во второй половине XIX в., а более четко определяется в период интенсификации капиталистического развития России с 90-х годов позапрошлого века. В интересах социально-философского синтеза достаточно обозначить первый существенный этап развития российского предпринимательства периодом 1890 - 1917 г. Этот период связан с рельефным обнаружением капиталистической сущности предпринимательской деятельности в народном хозяйстве Российской Империи.

Крупнейшим поворотом  в развитии российского предпринимательства  явилась социальная революция, начавшаяся в феврале 1917 г. и превратившаяся в социалистическую в ноябре того же года. В ходе революции и гражданской войны хозяйственная деятельность принудительно централизуется, а затем подчиняется принципам военного коммунизма. Только с 1921—1922 гг. начинается поворот в сторону нормального регулирования многоукладного хозяйства. В жизни предпринимателя складывается хватка русского капиталиста-патриота соединенной с необходимостью прямого подчинения воле народного государства, стремящегося к утверждению социалистических начал в рыночной стихии.

Еще более резкий поворот  начинается с 1929—1930 гг., когда вводится принцип социалистического планирования. Круг предпринимательской свободы  резко суживается. В промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле устанавливается жесткая практика директивного государственного управления на базе «общенародной» собственности на основные средства производства. Следует отметить, что оправдание административно-командная система ведения хозяйства получила в период Великой Отечественной войны, но уже с 1947 г. логика хозяйственного развития крупной евразийской державы стала требовать реформирования жесткой государственно-социалистической системы в направлении развития хозяйственной инициативы «низов».

Возрождение предпринимательства  в России начинается в период перестройки (1985—1991 гг.), которая вновь оборвалась разрушительной «реформацией» в 1992—1997 гг. Расширение и углубление кооперативного движения с началом перестройки, его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства одновременно давало свободу "теневой" экономике. Весь этот процесс можно осмыслить как продолжение и завершение нэповского пути влияния предпринимательства на рост общественного производства. Однако практическое развитие монетаристских реформ вылилось в реабилитацию "теневой" экономики и разграбление основных фондов, созданных народным трудом в условиях социализма. Воровская природа "предпринимателей", выросших "в тени" единого народного хозяйства страны, привела - с приходом их политических лидеров к власти - к разрушительным "реформам", к грабительскому "первоначальному накоплению" за счет народного богатства и к формированию коррумпированного государства с компрадорской буржуазией во главе.

В XX в. российскому предпринимательству приходилось с колоссальными трудностями "прорываться" сквозь объективные границы, разделяющие феодальный, капиталистический и социалистический способы ведения хозяйства ради обеспечения жизни многонациональной страны. И наконец, в условиях поэтапного ускорения научно-технического прогресса в XX в. им приходится периодически обновлять свой культурный облик, чтобы выдержать все социально-политические потрясения и сохранить необходимую профессиональную практичность.

2. Образ российского  предпринимателя

 

2.1 Взгляд на предпринимателя со стороны

 

Российский бизнес навязывается обществу с разных сторон. С одной стороны, уже никто, не спорит с тем, что капитал, и особенно крупный капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой - нам старательно навязывается образ российского предпринимателя-вора, предпринимателя - бандита с большой дороги, который только и умеет, что растаскивать национальное достояние, нажитое кровью и потом многих поколений российских граждан.

Иногда, кажется, что правительство или отдельные его чиновники заинтересованы в том, чтобы в обществе формировался отрицательный образ российского предпринимателя. Интерес вполне понятен: население должно быть уверено, что только власть может ограничить аппетиты капиталистов, капиталисты же пусть осознают, что лишь во власти могут найти защиту от народного гнева. То есть разделяй и властвуй. Если разобщение общества и капитала состоится, это станет победой бюрократии в России. И тогда плохо будет всем.

Отношение россиян к предпринимательству, носит противоречивый характер, однако основная масса респондентов убеждена, что бизнес и мораль совместимы, при этом, правда, часть общества уверена, что в России честный бизнес невозможен.

Положительно оценивая предпринимательство  в целом, общественное мнение весьма критично настроено к тем формам, в которых оно сейчас развивается. Показательно в данной связи отношение  наемных работников к вопросу  о легитимности собственности, которую  обрели их сегодняшние хозяева (в  малом и среднем бизнесе собственник  предприятия, как правило, является одновременно и руководителем). Большинство  респондентов полагает, что эта собственность  не легитимна, причем не столько с  точки зрения нарушения законов, сколько с морально-нравственной стороны. Речь идет о методах проведения ваучеризации, обмане трудовых коллективов, сделках сомнительного характера, связях с криминальными структурами. Лишь малая часть опрошенных считает обладание собственностью закономерным результатом личного труда, профессионализма и активной деятельности нынешних предпринимателей.

Несмотря на то, что процессы перераспределения собственности  далеки от представлений основной части  населения о справедливости, большинство  наемных работников не требует деприватизации, полагая, что их положение зависит  главным образом от политики государства, которое должно создать условия  для подъема реального сектора.

Имидж предпринимателей в  глазах населения мало привлекателен, прежде всего, из-за несовместимости с образом "честного бизнесмена" их морального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к государственным и общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, безжалостность, потребительское отношение к людям, тесные связи с криминальным миром). Именно моральный облик директоров предприятий во многом объясняет парадоксальную ситуацию, когда значительная часть россиян, поддерживая предпринимательство как вид социально-экономической деятельности, вместе с тем крайне негативно оценивает сегодняшних бизнесменов. В то же время большинство наемных работников признают высокий профессиональный уровень, динамизм и трудоспособность руководителей. В связи с этим нелегко приходится и самим предпринимателям.

Отношения между руководителями предприятий и наемными работниками  нельзя рассматривать вне общеэкономического контекста. Один из парадоксов российской действительности состоит в том, что признавая эффективность  рыночной экономики как системы, большинство выступает против ее конкретной формы, в частности той  модели предпринимательства, которая  формируется в стране. Резкое падение жизненного уровня большинства населения - одно из основных социальных последствий реформ. Другим последствием стала растущая дифференциация доходов по регионам и отраслям.

Конфликтные ситуации развиваются  чаще всего стихийно и нередко  переходят в неорганизованную остановку  работы. Именно так охарактеризовали действия своих коллективов участники конфликтов. В этих условиях перспективы развития трудовых отношений в процессе становления более зрелой рыночной экономики связаны с формированием системы социального партнерства.

Как уже говорилось, можно  оценить облик предпринимателя  с разных сторон. Это лишь одно (конечно, агрегированное) мнение. Стоит взглянуть  и с другой стороны.

Формирование негативного  образа российского бизнеса строится на полном отрицании фактов. Ежегодно вручаются премии лучшим предприятиям года, все-таки повышается зарплата, уровень жизни медленно поднимается. О благотворительности современных российских бизнесменов не любят вспоминать в принципе, потому что перечисление фактов напрочь разрушает образ стервятников, терзающих Россию.

Современных предпринимателей стала заботить собственная репутация, потому что она гораздо дороже благосклонности чиновника и  гораздо выгоднее сиюминутной прибыли. Не случайно нефтяные компании все  больше внимания уделяют внедрению  лучших образцов корпоративной культуры.

Пусть порой бизнесмены занимаются меценатством лишь для создания благоприятного имиджа подконтрольной компании. Для  тех, кому предприниматели помогают, это совсем неважно. Так же, как  и непринципиально, по какой причине  российский бизнес вкладывает средства в отечественную экономику.

Общество и капитал - естественные союзники в борьбе против бюрократии. Их альянс - залог успешности гражданского общества в России. И те, кто пытается создать негативный образ российского бизнеса, должны, наконец, понять, что альтернативой может быть только власть бюрократа, которому в принципе наплевать на свою репутацию.

Очень обнадеживает растущее осознание своей ключевой роли в  этом средств массовой информации. СМИ играют одну из ключевых ролей  при формировании имиджа, что еще  мало осознается в обществе: бизнес, предпринимательство - это не просто сфера частного занятия отдельных  граждан, как это иногда трактуется. На самом деле бизнес в условиях рыночной экономики - это основная сфера  воспроизводства, поддержка предпринимательства - это прямая поддержка производства, поскольку роль государства в  воспроизводстве существенно ограничивается. Эта работа СМИ требует программного подхода.

 

2.2 Основные черты предпринимателя

 

Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определенной сфере деятельности, профессионализм  предпринимателя имеет особый характер, ибо предпринимательство - не специальность, которой можно обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальный приобретенный опыт хозяйственной  деятельности в определенное историческое время. Практика организации материальной жизни общества в определенной сфере - вот источник профессионализма для  любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтому резонно  считать двумя взаимосвязанными атрибутами профессионала - мастерство и творчество.

В структурном отношении  профессионализм представляется как  система социокультурных качеств  личности. В названную систему  входят: симультанное мышление, максимум мастерства, деятельное предвидение, экстремальное  творчество, специальная практичность, нравственная гармоничность и деловая  культура.

Симультанное мышление - речь идет об умении многосторонне  и синхронно "схватывать" деловую  ситуацию. Это умение основано обычно на развитии способности специалиста  системно "видеть" существенные характеристики объекта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья и сбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических  резервов. Рассматриваемая черта  профессионального предпринимателя  имеет своей культурной предпосылкой образованность. Для приобретения профессионального  качества интеллект предпринимателя  должен усвоить ценности социального  интеллекта. В интеллекте предпринимателя  своеобразно интегрированы многообразные  научные знания с реализмом здорового  смысла и принятыми в обществе нравственно-идеологическими нормами.

Информация о работе Типы и образы российского предпренимателя