Типы и виды мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является определение взаимосвязи мышления и речи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
1. Сущность мышления как познавательного процесса..……………....4
2. Типы и виды мышления..……..………….……………………………9
3. Виды речевой деятельности………………………….………………12
4. Речь как инструмент мышления и средство общения ……..………16
Вывод …………………………………………………..……….……19
Литература……………………………..……….…………………....20

Работа состоит из  1 файл

педагогика и психология.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

     Таким образом, человек начинает мыслить  под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все  более глубокие и сильные познавательные потребности.

     Мышление  имеет целенаправленный характер. Необходимость  в мышлении возникает прежде всего  тогда, когда в ходе жизни и  практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые  обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

     Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется.

     Индивидуальные  особенности мышления у различных  людей проявляются прежде всего  в том, что у них по-разному  складывается соотношение разных и  взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

     Самостоятельность мышления проявляется прежде всего  в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

     Гибкость  мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения  задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

     Быстрота  мысли особенно нужна в тех  случаях, когда от человека требуется  принимать определенные решения  в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).

     Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший  признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1.   Типы и виды  мышления.
 

     В определении типов мышления существуют различные подходы.

     По  степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное и интуитивное.

     По  характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое и  практическое.

     По  содержанию – предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

     Предметно-действенное  мышление опирается на непосредственное восприятие предметов.

     Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы.

     Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. В нем различают таки виды мышления как:2

     - теоретическое – познание законов,  правил;

     - практическое – подготовка преобразований  действительности;

     - аналитическое мышление носит  временной, структурный и осознаваемый  характер;

     - реалистическое – регулируется законами логики;

     - аутистическое мышление связано  с реализацией желаний человека;

     - продуктивное – это воссоздающее  мышление на основе новизны  в мыслительной деятельности  и репродуктивное – воспроизводящее  мышление по заданному образу и подобию;

     - непроизвольное и произвольное  мышление.

     Мышление  имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального  мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности.

     Выделяются  такие качества мышления:

     - самостоятельность мышления;

     - инициативность;

     - глубина;

     - широта;

     - быстрота;

     - оригинальность;

     - пытливость;

     - критичность;

     - торопливость;

     В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

     Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

     Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется  тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

     Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе  и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие  связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

     Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

     Если  мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно  обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

     Виды  мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

     Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

     Гибкость  ума выражается в подвижности  мыслительных процессов, умении учитывать  меняющиеся условия умственных или  практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

     Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

     Другие  качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

     Все эти качества ума воспитываются  в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

     Таким образом, из выше сказанного можно определить, что мышление носит потребностно – мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Виды  речевой деятельности.
 

      Речь  сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Информация о работе Типы и виды мышления