Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 23:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является определение взаимосвязи мышления и речи.
Введение ………………………………………………………………..3
1. Сущность мышления как познавательного процесса..……………....4
2. Типы и виды мышления..……..………….……………………………9
3. Виды речевой деятельности………………………….………………12
4. Речь как инструмент мышления и средство общения ……..………16
Вывод …………………………………………………..……….……19
Литература……………………………..……….…………………....20
Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь—это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.
Познание
закономерностей окружающего
Итак,
одна из функций речи — служить
средством общения между
Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.
Таким
образом, человеческое мышление неразрывно
связано языком, с речью. Мышление
необходимо существует в материальной,
словесной оболочке.
Вывод
Итак,
связь речи и мышления не только
позволяет глубже проникать в
явления действительности, в отношения
между вещами, действиями и качествами
но и располагает системой синтаксических
конструкций, которые дают возможность
сформулировать мысль, выразить суждение.
Речь располагает более сложными
образованиями, которые дают основу для
теоретического мышления и которые позволяют
человеку выйти за пределы непосредственного
опыта и делать выводы отвлеченным вербально-
логическим путем. К числу аппаратов логического
мышления относятся и те логические структуры,
моделью которых является силлогизм. Переход
к сложным формам общественной деятельности
даёт возможность овладеть теми средствами
языка, которые лежат в основе наиболее
высокого уровня познания- теоретического
мышления. Этот переход от чувственного
к рациональному и составляет основную
черту сознательной деятельности человека,
являющейся продуктом общественно-исторического
развития.