Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:25, контрольная работа
Проблема развития мышления, рассматриваемая в данной работе, волнует умы ученых и общественность с древних времен. Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала рассматриваться в психологии и стала предметом точного экспериментального исследования. В этой работе описана последовательность развития мышления, начиная с раннего возраста, этапы формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышление, даны их характеристики. В работе рассмотрены стадии становления мышления (допонятийная и понятийная) в процессе взросления, воспитания и обучения человека. Указаны виды мыслительной деятельности в зависимости от типа решаемых задач, направленности. Рассмотрены взаимосвязи видов мышления и переход одного вида мыслительной деятельности в другой.
Введение………………………………………………………………………. …3
1. Проблема развития мышления……………………………………………. …4
2. Основные психологические теории мышления…………………………….10
3. Схемы изучения процессов мышления …………………………………......19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы ……………………………………………..24
обобщение |
III. Теории мышления.
Мышление во всех его
проявлениях сводилось к |
Основа интеллекта –
способность формировать и |
Представители этого направления пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное). Мышление рассматривали как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач |
Представители этого
направления подчинили |
Мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности – генезис мышления, развитие и формирование у детей в процессе обучения. Мышление – прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленная на то, открыть скрытые от непосредственного наблюдения связи |
IV. Критерии развития мышления.
Это показатели, свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащихся |
степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности, умение производить рациональные действия по применению их в учебных и внеучебных познавательных процессах |
степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другой ситуации и на другие предметы |
степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности |
степень формирования различных видов мышления, а также состояние мышления в процессе перерастания одного его вида в другой |
степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях |
величина тезауруса, т. е. запаса знаний, их системностью, а также появление новых способов усвоения знаний |
состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и др. |
V. Основные направления развития мышления.
Развивать мышление – это значит развивать все виды и формы мышления и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие
.
Практически- действенное
Выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных
Наглядно- образное - развивать умения.
Словесно-логическое - н
аходить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира.
Эмпирическое - доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.
Теоретическое
Репродуктивное
Продуктивное - излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно
Интуитивное
Дискурсивное - формировать и совершенствовать мыслительные операции. Осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую.
Анализ - Вырабатывать умения
Синтез - Предвидеть развитие явлений
Сравнение
Обобщение - делать обоснованные выводы.
Классификация и др. - стимулировать процесс перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на диалектической логике
Заключение.
По данной работе можно проследить развитие представлений о мышлении, становление теорий мышления, рассмотреть их противоречия. Ощутить связь между историческими, общественными процессами и преобладанием той или иной позиции по отношению к развитию мышления. Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Своими исследованиями пополнили сведения о процессе мышления: Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах (Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин (гештальтпсихология), А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.
Список используемой литературы: