Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа
Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента их влияния на деятельность оказывается не только полезным, но и необходимым. Темперамент человека зачастую меняется в течении жизни, иногда это происходит от смены окружения человека, иногда от его возрастных изменений.
1 Введение 3
2 Теоретическая часть 3
2.1.Что такое темперамент и его отличие от понятия характер 3
2.2.Краткий обзор учений о темпераменте 4
2.3.Типы темперамента и их психологическая характеристика 8
2.4. Темперамент и его влияние на деятельность человека 10
3.Практическая часть 13
3.1. Тестирование по определению типов темперамента учащихся 13
3.2. Результаты тестирования 14
4. Заключение 14
5. Список литературы
Из приведенных
ниже характеристик свойств
2.4. Темперамент и его влияние на деятельность человека.
Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики, функциональных систем, обеспечивающих деятельность. В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности – предметной деятельностью и обобщением каждое из свойств темперамента должно рассматриваться отдельно. Так, по мнению И. Русалова « Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойств нервной системы или их сочетания, а типичные особенности протекания данных процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например активность. Как свойство темперамента, в познавательных процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или его аспекте» [6, стр 215].
Продуктивность
работы человека тесно связана с
особенностями его
« Полезно
контролировать деятельность
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика необходимо заинтересовать. В любой деятельности он требует к себе систематического внимания, его следует хвалить. В процессе работы нельзя переключать с одной задачи на другую, по отношению к нему недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон.
Есть
профессии, проявляющие к
Подавляющим большинством
профессий одинаково успешно
могут овладеть люди с разными
психофизиологическими
Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели и имели различные типы темпераментов. Однако каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их различных типов темперамента.
Можно предположить,
что темперамент влияет на формирование
индивидуального стиля
Наблюдения за работой ткачих с холерическим типом темперамента в условиях многостаночного обслуживания показывают, что они меньше, чем ткачихи-флегматики, тратят времени на хождение вдоль линий станков, в результате экономнее расходуют свои силы. Ткачихи-флегматики в силу присущей им размеренности и старательности тратят много времени на устранение обрывов нити, для чего вынуждены постоянно перемещаться. Однако производительность труда у ткачих с холерическим и флегматическим типом примерно одинакова. Установлено, что к условиям монотонного конвейерного производства быстрее и с меньшими трудозатратами приспосабливаются люди с флегматическим и меланхолическим типом темперамента.
Из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики — великолепные летчики-испытатели, но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Я считаю, что темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако не надо отчаиваться тем, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. В каждом темпераменте есть свои плюсы и минусы. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Работая на конечный позитивный результат человек с любым типом темперамента может успешно себя реализовать.
3.Практическая часть
3.1. Тестирование по определению типов темперамента учащихся
Тестирование на определение типов темперамента было проведено согласно диагностики «Узнай свой темперамент» Р. Круизы и В. Футчера. [интернет]
Тестирование проведено среди учащихся девятого класса МОУ «Ленинская СОШ», р.п. Таврическое, Омской области. Ответы на вопросы имели два варианта :да, нет.
Вопросы:
10)вы лидер
11)вы счастливчик
12) вам всегда все удается
13)учителя часто к вам не справедливы
14)я все могу! Это о вас?
15) счастье есть
16)вы часто опаздываете
17)вы любите рисовать
18) вы творческий человек
19) вы уверенны в себе
20)у вас
есть цель
Результаты тестирования
В тестировании приняли участие 43 человека.
Обработав анкеты,
были получены следующие результаты
тестирования: 43% флегматики, что составляет
большинство, 18% холерики, 27% сангвиники,
12% меланхолики.
Темперамент-
это аспект общей структуры личности,
характеризующийся
Характеристики
темперамента определяют динамику
психических процессов, а значит, темперамент
определяет успешность деятельности человека.
По моему мнению, если деятельность человека
протекает в условиях, которые можно определить
как нормальные, то зависимость между
уровнем достижения, т.е. конечным результатом
действий и особенностями темперамента
отсутствует. Независимо от степени подвижности
или реактивности индивида в нормальной,
не стрессовой ситуации, результаты деятельности
в целом будут одинаковы, поскольку уровень
достижения будет зависеть е от особенностей
темперамента, а от ряда других факторов
(условий труда, психологической атмосферы
в коллективе и др.)
5 Список литературы
1. Большой толковый психологический словарь. Т.2, пер с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ», «Издательство Вече», 2001г. стр 678
2. Грановская В.М. «Психология для учителя» М.: Просвещение 2007, стр 430.
3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие для ВУЗов по спец. «Психология»/ под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2008г. стр. 509
4. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений.
В 2 кн. Кн1: Общие основы психологии. М.: Владос , 1999г ,стр.396.
5. Общая психология / под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 1998г, стр. 321
6. Общая психология/ сост. А.Маклаков, СПБ.; Питер 2003г, стр. 240.
7. Теплов Б. М. Избранные труды в двух частях. М.: Педагогика, 1985г. стр. 234.
Информация о работе Типы темперамента и их психологическая характеристика