Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Творчество как процесс создания нового созидательного труда человека. Распределение типов темперамента по И.П.Павлову. Описание типов темперамента: флегматик, сангвиник, меланхолик и халерик.

Содержание

1. Введение 3 стр.
2. Решение сложных творческих задач и творческое мышление 4 стр.
3. Распределите приведенные ниже описания по типам темперамента и обоснуйте свой выбор. Дополните указанные характеристики 6 стр.
3.1. Флегматик 8 стр.
3.2. Сангвиник 8 стр.
3.3.Меланхолик
3.4. Холерик 10 стр.
4. Заключение 11 стр.
5. Литература

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

    К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А Б О Т  А

По предмету:   Психология и педагогика

Вариант № 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1. Введение                                                                                                                  3 стр.

2. Решение сложных   творческих задач  и творческое мышление                   4 стр.

3. Распределите приведенные  ниже описания  по типам темперамента  и обоснуйте свой  выбор. Дополните  указанные характеристики                      6 стр.   

3.1. Флегматик                                                                                                           8 стр.

3.2. Сангвиник                                                                                                            8 стр.

3.3. Меланхолик                                                                                                         9 стр.                                                                                                             

3.4. Холерик                                                                                                               10 стр.

4. Заключение                                                                                                           11 стр.

5. Литература                                                                                                            13 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Поиск новых  знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники,  значительно усложнились в условиях возросших темпов  обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.

В силу этого, как  у нас в стране, так и за рубежом  возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого  мышления и поиска новых технических решений.

Развитие научных  основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса,  обучение основам творчества, создание  в  научных,  проектно-конструкторских  и технологических организациях,  на предприятиях и в вузах  благоприятных условий  для  творчества  стало  в  настоящее время настоятельной необходимостью.

Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами - путем роста численности кадров научных  работников  и научно-вспомогательного персонала  не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих  средств  связана с тем,  что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной,  а обстоятельства,  сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания,  далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета,  у чертежной доски и в рабочее время,  но и казалось бы в самой  неподходящей обстановке,  и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой  вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину".

Изучение эвристических   приемов  и  методов  активизации  творческого мышления приближают  момент  "озарения",  а  также  развивают способности личности в творчестве.

Овладение теорией творчества помогает осознать его социальную  значимость, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.

1. Решение сложных  творческих задач  и творческое мышление.

Проблемы творчества вообще и  технического  творчества  в частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время в силу своей гносеологической,  социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.

Что же такое  творчество?  Результат особого  дара и исключительности человека,  осенения (озарения) свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?

Конечно, анахронизмом  является   объяснение   творчества "осенением свыше",  однако, и другие, изложенные выше толкования, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдельных сторон творчества не могут раскрыть его сущности.

Единственно правильное  объяснение  сущности  творческого процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализма.

Творчество как  процесс  создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека,  неразрывно связанный  с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека.  Процесс отражения не  является зеркальным  отображением действительности,  а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов  в  мозгу  человека.  В процессе творчества  не  только  отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

В этой связи  творчество следует рассматривать  как процесс сложных объективно-субъективных  отношений  между  творцами  и  объектами творчества, как единство познания и преобразования.

Объективный характер  творческого  процесса проявляется  в отражении реальных явлений,  задач, общественных потребностей; субъективная сторона  выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

Фазы творческого  процесса отражают структурно-уровневую  природу механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о  спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче  противоречий между творцом и проблемной  ситуацией.

Творческие задачи можно разделить на два класса:

ТЗ 1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомерного использования осознаваемых способов, приемов.

ТЗ 2 - решаются в результате "развязывания"  противоречий  неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач  ТЗ 2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации  которых  получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.

"Эврика!»  - это восклицание древнего ученого  и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи.  Это слово не просто констатация факта находки,  в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи,  которую до этого  никому  не удавалось решить  и  путь решения которой был тернист и долог. "Эврика» - это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел. Прошло более двух тысячелетий, и в нашем лексиконе появилось слово "эвристика".  В настоящее время оно  нашло  широкое распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы и методы",  "эвристическое свойство" и т.д.  Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем,  какой смысл вкладываем в понятие "эвристика",  но в нашем  сознании  оно  всегда связано с творческой деятельностью. "Эвристика - это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении". 
 

3. Распределите приведенные  ниже описания  по типам темперамента  и обоснуйте свой  выбор. Дополните  указанные характеристики.

Под темпераментом  следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил

внимание на индивидуальные различия в их поведении  и в протекании

условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в

таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных

рефлексов, а  также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало

возможность И.П.Павлову  выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть

объяснены только разнообразием экспериментальных  ситуаций и что в их основе

лежат некоторые  фундаментальные  свойства нервных  процессов - возбуждения и

торможения. К  этим свойствам относятся сила возбуждения  и торможения, их

уравновешенность  и подвижность.

И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможению, считая их двумя

независимыми  свойствами нервной системы.

     Сила возбуждения  отражает работоспособность нервной клетки. Она

проявляется в  функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать

длительное или  кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в

противоположное состояние торможения.

     Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной

системы при  реализации торможения и проявляется в способности к образованию

различных тормозных  условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

     Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения.

Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид

уравновешенным  или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит

силу другого.

     Подвижность - нервных процессов - проявляется в быстроте  перехода одного

нервного процесса в другой. Подвижность нервных  процессов проявляется в

способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями

жизни. Мерой  этого свойства нервной системы  является  быстрота перехода от

одного действия к другому, от пассивного состояния  к активному, и наоборот.

     Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более

инертна, чем  больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного

процесса к  другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные

системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так  называемый тип

нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из

характерной для  отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной

системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и

слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных

процессов, но только для сильных типов, которые делятся  на уравновешенных и

неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется  преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по

основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

1.   сильный,  уравновешенный, подвижный - сангвиник;

2.   сильный,  уравновешенный, инертный - флегматик;

3.   сильный,  неуравновешенный тип с преобладанием  возбуждения - холерик;

4.   слабый  тип - меланхолик.

Информация о работе Типы темперамента