Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:03, контрольная работа
Творчество как процесс создания нового созидательного труда человека. Распределение типов темперамента по И.П.Павлову. Описание типов темперамента: флегматик, сангвиник, меланхолик и халерик.
1. Введение 3 стр.
2. Решение сложных творческих задач и творческое мышление 4 стр.
3. Распределите приведенные ниже описания по типам темперамента и обоснуйте свой выбор. Дополните указанные характеристики 6 стр.
3.1. Флегматик 8 стр.
3.2. Сангвиник 8 стр.
3.3.Меланхолик
3.4. Холерик 10 стр.
4. Заключение 11 стр.
5. Литература
3.1. Высокая работоспособность, надолго сосредоточен на кропотливом деле, не спеша его, выполняет, терпелив, внимателен.
Исходя из выше перечисленного, склоняюсь к определению флегматика. Так как,
Современное определение: тип нервной деятельности инертный – уравновешенный; обычно спокойные и невозмутимые, уравновешенные, терпеливые, выносливые, целеустремленные, продуктивные, с чувством ответственности, сильно привязываются к работе, способны к длительной напряженной работе, настойчивые и упорные труженики, их трудно обидеть или вывести из себя, они медлительны, нерешительны, речь спокойна, без эмоций, с невыразительной мимикой. Неохотно переключаются с одного дела на другое и приспосабливаются к новой обстановки, трудно привыкают к новым знакомым. Преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно постоянны. Говорят в основном по делу, не любят пустословия. Предприимчивы, однако, предлагают новую идею только после тщательного взвешивания всех “за” и “против”. Прежде чем действовать, подумают о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Нередко долго колеблются, принимая решение. При неблагоприятных условиях может развиться пассивный образ жизни, вялость, равнодушие, склонность к выполнению однообразных привычных действий. В зависимости от среды и воспитания из них могут вырасти и большие лентяи, и целеустремленные борцы.
3.2. Активен, когда работа представляется интересной, если же это не так, то легко отвлекается.
Эта характеристика определяет сангвиника, исходя из более подробного описания:
современное определение:
тип нервной деятельности подвижный -уравновешенный;
люди энергичные, оживленные, эмоциональные
с разнообразием и богатством мимики,
громким и быстрым темпом речи, хорошо
владеют собой, уравновешенные, работоспособные,
уверенные в своих силах, впечатлительные,
общительные, легко вступают в контакты,
они, как правило, легко и быстро приспосабливаются
к новой обстановке, стремятся к частой
смене впечатлений, легко и быстро отзываются
на окружающие события, оптимистичные,
умеют увлекать других, поддерживают хорошую
атмосферу в коллективе, любят шутку, остроумие.
Часто предлагают какие-то идеи и добиваются
их осуществления. Эмоции - преимущественно
положительные - быстро возникают и быстро
сменяются (угасают). Умеют хорошо сдерживать
свои эмоции. Сравнительно легко и быстро
переживаются неудачи. В трудных ситуациях
становятся более собранными и целеустремленными,
не теряя при этом чувства юмора. Склонны
к решению тактических задач. В детстве
часто бывают вожаками среди сверстников,
способны организовывать их на рискованные
дела. Отсутствует сосредоточенность,
не хватает целеустремленности, не доводят
начатое до конца (если работа кажется
неинтересной, но упорны, если увлекутся
делом), неоправданная поспешность поступков,
поверхностность. Вкусы и интересы непостоянны.
3.3. Задумчив, мечтателен, склонен к одиночеству, не уверен в себе, нередко – боязнь публичных выступлений, трудности в общении.
Это определение меланхолика.
Современное определение: Тип нервной деятельности инертный - неуравновешенный; в большинстве своем неуверенные в себе, нерешительные, робкие, безынициативные, пассивные, вялые, боязливые, обидчивые, любящие одиночество, мнительные, с подавленным настроением, быстро утомляются, нелегко осваиваются с изменившимися условиями жизни, а в опасные и трудные минуты теряются, высокая эмоциональная сенситивность (душевная ранимость), глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Характерна трудность выбора. Склонны к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступают в контакты с незнакомыми людьми. Голос тихий, речь замедленная. Предпочитают подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни, волнуются, нередко понапрасну. Могут успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Они запасливы и предусмотрительны. При неблагоприятных условиях могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Их довольно трудно расшевелить, зато потом им плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому они больше других нуждаются в навыках психологической защиты от перегрузок – не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.
3.4. Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания; во взаимоотношениях с окружающими слишком прямолинеен.
Типичная характеристика холерика, исходя из определения:
А это современное
определение: тип нервной деятельности
подвижный – неуравновешенный; энергичные,
стремительные, боевые, задорные, смелые,
уверенные, решительные, инициативные,
азартно берутся за работу, в критический
момент могут работать долго и неудержимо
с максимальной концентрацией сил, быстро
решают проблемы и преодолевают трудности,
схватывают информацию на лету, быстро
запоминают, даже не успев осознать, однако
вспыльчивы, несдержанны, нетерпеливы,
прямолинейны, самоуверенны, плохо владеют
собой, не умеют рассчитывать силы и ни
в чем не знают меры, не могут делать монотонную,
медленную работу. Ожидание или неудачи
способны вывести их из себя. Стараясь
как можно скорее получить результат,
начинают опережать события, суетиться.
Особенно угнетают их необходимость сдерживать
свои чувства и чрезмерную активность.
Отличаются резкостью, силой движения,
их быстрым темпом, порывистостью, излишней
эмоциональностью. Склонны к резким сменам
настроения (быстро переходят от радости
к печали, от смеха к гневу), непостоянству,
подвержены эмоциональным срывам, иногда
бывают агрессивны.
Заключение.
Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.
Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой - на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор).
Множество толкований эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.
Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия "эвристика" и "творчество", являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к понятию "творчество" такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике - методы и средства получения этого результата.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не
характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,
убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел
возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к
динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и
интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни
человека, однако, характеристика динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа поведения человека, характера
человека. То, насколько
человек проявляет
гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных
особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся
на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга
позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать
свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера,
темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие
характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным
процессом.
Литература:
Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.
Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос,1999.
Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 1998 г.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. –
Ростов-на-Дону: Феникс,2000.