Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:33, реферат

Описание

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие темперамента………………………………………………………...4
2. История учения темперамента………………………………………………..6
3. Физиологические основы темперамента……………………………………..7
4. Типы темперамента…………………………………………………………...10
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента……………………10
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………………14
6. Темперамент как фактор деятельности………………………………..……16
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………..18
8. Темперамент и характер……………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………..…21

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агенство по образованию

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт образовательных информационных технологий

Факультет дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: Психология

На тему: Типы темперамента

 

 

 

 

 

 

Преподователь кин доцент Акифьева Н.В.

                                               Студентка гр. № ЭУЗ-391203  Кузьмич Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск,

2011

Содержание.

 

          Введение………………………………………………………………………..3

 

1.      Понятие темперамента………………………………………………………...4

2.      История учения темперамента………………………………………………..6

3.     Физиологические основы темперамента……………………………………..7

4.      Типы темперамента…………………………………………………………...10

4.1.   Психологическая характеристика типов темперамента……………………10

5.        Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………………14

6.        Темперамент как фактор деятельности………………………………..……16

7.        Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………..18

8.        Темперамент и характер……………………………………………………...19

 

           Заключение……………………………………………………………………20

 

           Список использованной литературы……………………………………..…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие  темперамента.

 

   Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах

рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не

существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого

человека неповторима.

   Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится

постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается

индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма

консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную

психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,

вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.

   Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

   ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

   Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде

всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же

заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную,

равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она

плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов,

ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река

быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается

в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

   Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно.      Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают  ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

  1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания),     

  2)психический ритм и темп,

  3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность

воли),

  4)направленность психической деятельность на какие-то определенные

объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

   Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического

состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при

наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У

любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность -

свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и

постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя о

пределенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История  учения  темперамента.

 

   Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе").

   Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента -

сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего

времени.

   Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с

физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" (1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений".

   Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и

представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник",

"холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали

совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.

   Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его

физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных

направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез

внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или

соотношение свойств нервной системы.

 

 

 

 

 

3. Физиологические основы темперамента.

 

   Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной системы.

   Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является

проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение.

   Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

   1) сила процессов,

   2) уравновешенность процессов,

   3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

  Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить

продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

   Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность

нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.

   Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных

процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и

прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

   И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

  По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и

слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою

очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И. П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко  охарактеризуем каждый тип.

Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать

сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действие раздражителей.

  Сильный неуравновешенный тип. Отличается сильной нервной системой, он

характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

   Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижности их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей.

  Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные процессы

отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

   Типы высшей деятельности относятся к природным наследственным данным, это врожденное свойство нервной системы.

Информация о работе Типы темперамента