Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:33, реферат
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие темперамента………………………………………………………...4
2. История учения темперамента………………………………………………..6
3. Физиологические основы темперамента……………………………………..7
4. Типы темперамента…………………………………………………………...10
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента……………………10
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………………14
6. Темперамент как фактор деятельности………………………………..……16
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………..18
8. Темперамент и характер……………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………..…21
Федеральное агенство по образованию
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт образовательных информационных технологий
Факультет дистанционного образования
Контрольная работа
По предмету: Психология
На тему: Типы темперамента
Преподователь кин доцент Акифьева Н.В.
Первоуральск,
2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие темперамента………………………………………………
2. История учения темперамента………………………………………………
3. Физиологические основы темперамента……………………………………..7
4. Типы темперамента………………………………………………
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента……………………10
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента………………………………………………
6. Темперамент как фактор деятельности………………………………..……16
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………..18
8. Темперамент и характер……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…21
Введение
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
1. Понятие темперамента.
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах
рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не
существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого
человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.
Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека,
проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной
деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде
всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же
заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную,
равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она
плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов,
ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река
быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается
в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания),
2)психический ритм и темп,
3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность
воли),
4)направленность психической деятельность на какие-то определенные
объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического
состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при
наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У
любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность -
свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и
постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя о
пределенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
2. История учения темперамента.
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе").
Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента -
сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего
времени.
Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с
физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" (1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы "душевных движений".
Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и
представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник",
"холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали
совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.
Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его
физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных
направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез
внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или
соотношение свойств нервной системы.
3. Физиологические основы темперамента.
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной системы.
Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является
проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов,
2) уравновешенность процессов,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность
нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и
слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою
очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И. П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко охарактеризуем каждый тип.
Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать
сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действие раздражителей.
Сильный неуравновешенный тип. Отличается сильной нервной системой, он
характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижности их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной быстроте образования и относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные процессы
отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Типы высшей деятельности относятся к природным наследственным данным, это врожденное свойство нервной системы.