Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:33, реферат

Описание

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие темперамента………………………………………………………...4
2. История учения темперамента………………………………………………..6
3. Физиологические основы темперамента……………………………………..7
4. Типы темперамента…………………………………………………………...10
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента……………………10
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………………14
6. Темперамент как фактор деятельности………………………………..……16
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………..18
8. Темперамент и характер……………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………..…21

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.        Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

   В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к

жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

   Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика

может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у

меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание

человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

   Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

   В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

   "Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными

свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно

падают на организм во время его индивидуального существования, то есть

зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих

слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы

непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность"

[4,стр. 269.]. В зависимости от условий жизни и деятельности  человека

отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то

же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с

возрастом человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Темперамент как фактор деятельности.

 

   Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.

   Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,

требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих

агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе

требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования

нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от

содержания деятельности.

   Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее

продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В

учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,

продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для

успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть

компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов

работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых

очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо

ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство.

Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем

инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных

неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое

переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как

эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых

профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном

счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут

компенсироваться за счет других.

   В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы,

космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья

деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

   Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или

воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны

более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента

также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

   От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень

нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания

контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных

воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования

величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и

темперамента человека применяется хорошими организаторами производства.    Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).

  Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности

возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств

темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

 

   Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и

трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены

различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности

понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая

характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного

результата.

   При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров. Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

   Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

  1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к

недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

  2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и

способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Темперамент и характер.

 

   Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не

характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,

убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел

возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к

динамической стороне деятельности.

   Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и

интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни

человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное

значение для понимания сложного образа поведения человека, характера

человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,

гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных

особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

   Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

   Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

   Хотя темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

   Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

   Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера.      Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

   Таким образом, необходимо знать тип своего темперамента, чтобы уметь правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.        Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2005 г.

2.       Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред.

           Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2005 г.

3.       Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология

          индивидуальных различий: Тексты. – М., 2002.

4.      Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., С.269.

5.       В. А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.

6.      Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1994

7.      Немов Р. С. Психология Кн.1.

8.       Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.

9.       Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"

2

 



Информация о работе Типы темперамента