Толерантность как проблема этнопсихологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание

Цель: изучить проблему толерантности в контексте этнопсихологической научной дисциплины

Задачи:
Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу;
Определить виды толерантности;
Выяснить, в чем значение толерантности в современном мире;
При помощи анализа соответствующей литературы определить, какие типы толерантности характерны для нашего государства.

Содержание

Введение 3

1. Понятие толерантности и ее значение в современном мире 4

2. Значение образования в формировании толерантности 5

3. Типы толерантности 7

Заключение 12

Библиографический список 13

Работа состоит из  1 файл

ДР2.docx

— 33.03 Кб (Скачать документ)

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина» 
 
 
 
 
 

Домашняя работа №2

 «Толерантность как проблема этнопсихологического знания»

Дисциплина: этнопсихология 
 
 
 

Выполнила студентка гр. ГО-47065

Авсецина Е.А. 

Проверила Гаспарович Е.О. 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010

 

Оглавление 

Введение 3

1. Понятие толерантности и ее значение в современном мире 4

2. Значение образования в формировании толерантности 5

3. Типы толерантности 7

Заключение 12

Библиографический список 13 

 

Введение

 

Тема работы: толерантность как проблема этнопсихологического знания

Цель: изучить  проблему толерантности в контексте  этнопсихологической научной дисциплины

Задачи:

  1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу;
  2. Определить виды толерантности;
  3. Выяснить, в чем значение толерантности в современном мире;
  4. При помощи анализа соответствующей литературы определить, какие типы толерантности характерны для нашего государства.

Метод: анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы по проблематике исследования. 

Актуальность данной темы за последнее время существенно возросла. С течением времени границы между государствами все более стираются, стало гораздо проще путешествовать за рубеж, переселяться в другие страны на место жительства. Во всем мире провозглашена политика терпимости с другим взглядам, расам, вероисповеданиям. Именно эти явления обуславливают необходимость изучения и развития толерантности в каждом представителе любого этноса.

 

  1. Понятие толерантности и  ее значение в современном  мире
 

     В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. 

В последнее десятилетие в наш лексикон прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. [5]

     Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная  восприимчивость взаимодействующих  субъектов, интерес к особенностям  друг друга;  
- признание равенства партнёров; 
- отказ от доминирования и насилия; 
- готовность принять другого таким, какой он есть; 
- доверие, умение слушать и выслушивать другого; 
- способность к сочувствию, сопереживанию.

     Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. [6]

  1. Значение  образования в  формировании толерантности
 

     Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

     К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.[4]

     Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам.

     В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 

     Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

     На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

     Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

     В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

  • Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
  • Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного  искусства,  элементов театрализации, игры.
  • Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

     Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. 

     Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. [1]

  1. Типы  толерантности
 

     В.А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания.

     1) Толерантность как безразличие. Данное понимание толерантности, было первым исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами Бэйля и Локка, с классической либеральной традицией. Согласно этому пониманию, истина, основные моральные нормы, основные правила политического общежития могут быть неоспоримо и убедительно для всех установлены и обоснованы. В этих вопросах бессмысленно говорить о толерантности, так как доказательство, рациональное обоснование убедительны для всех. Однако люди не только разделяют истинные утверждения, но также и придерживаются различных мнений. Истинность некоторых из этих мнений может быть впоследствии установлена. Однако среди мнений есть такие, истинность которых никогда не может быть установлена бесспорно. Это, прежде всего, религиозные взгляды, метафизические утверждения, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения, некоторые личные предпочтения и т. д. Эти мнения принимаются людьми на внерациональных основаниях и связаны прежде всего с самоидентификацией: культурной, этнической, личной.

     2) Толерантность как невозможность взаимопонимания. Данное понимание толерантности исходит из того, что нельзя принять ту предпосылку, из которой исходит первый способ понимания, а именно: что можно провести резкую границу между истиной и мнением, что существуют такие истины познания и нормы социального общежития, которые могут быть бесспорно и убедительно для всех установлены. Согласно данному пониманию, религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества, а определяют сам характер этой деятельности и способ развития той или иной культуры. Плюрализм этих взглядов, ценностей и способов поведения неустраним, так как связан с природой человека и его отношениями с реальным миром.

Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать.

     3) Толерантность как снисхождение. Данное понимание плюрализма исходит из того, что в многообразии различных культурных, ценностных и интеллектуальных систем существует привилегированная система отсчета. Это традиции и ценности моей культуры, и это мои личные взгляды в рамках этой культуры. Нормы и традиции, не согласующиеся с теми, которые я принимаю, рассматриваются мною в качестве бесспорно уступающих моим.

Поэтому я могу показать несостоятельность других взглядов, дать их критику. Но я не могу силой навязывать свои убеждения другим людям или ценности моей культуры другим культурам, так как убеждения каждый человек может вырабатывать только сам.

     4) Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Согласно этому пониманию, существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, разных философских взглядов и принципиальных теоретических каркасов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать. В действительности, каждая культура, ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта. Как любил подчеркивать М. Бахтин, диалогична уже сама природа сознания. [3]

     Данное  понимание имеет множество важных следствий. Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.[2]

     В современном мире даже в рамках одного государства можно встретить  сочетание различных видов толерантности. Мы бы хотели рассмотреть проблемы толерантности в современном Российском государстве. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).[7]

Информация о работе Толерантность как проблема этнопсихологического знания