Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, реферат
"Толерантность" (терпимость) относится к числу понятий, сходных в своей сущности с понятием "свобода". На самом деле кто может смириться с нетерпимостью, проявляемой к его личным качествам, естественным и социальным свойствам? В этом смысле все - за толерантность: но как только ставится вопрос о толерантности в отношении специфики образа жизни, привычек, ментальности конкретных индивидов, возникает немало проблем.
Например, трудно проявлять толерантность в отношении сидящего в общественном транспорте бомжа, носителя педикулеза, инфекций или дебошира, нарушающего общественный порядок. Это очевидные явления. Но существует и такая несовместимость, которая порождает неоднозначную реакцию.
Содержание
"Толерантность" (терпимость) относится
к числу понятий, сходных в
своей сущности с понятием "свобода".
На самом деле кто может
смириться с нетерпимостью,
Например, трудно проявлять толерантность в отношении сидящего в общественном транспорте бомжа, носителя педикулеза, инфекций или дебошира, нарушающего общественный порядок. Это очевидные явления. Но существует и такая несовместимость, которая порождает неоднозначную реакцию. Это относится к феноменам духовной, культурной, нравственной жизни.
Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Нетерпимость ведет человечество к братской могиле, поэтому проблема толерантности сегодня обрела международный смысл. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 года приняла резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО.
В специфике российской ситуации на
передний план выдвигается проблема
терпимости как основы демократического
процесса. И здесь встает немало
сложных теоретических
Как представляется, адекватное толкование
толерантности возможно лишь в том
случае, если принимается во внимание
ее конкретное содержание. Одно дело -
толерантность в структуре
Наличие различных типов ментальности
и соответственно различных форм
толерантности - это та проблема, адекватное
решение которой создает
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
Понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Толерантность во взаимоотношениях
Активная нравственная позиция
и психологическая готовность к
терпимости — основные компоненты
понятия «толерантности».
Активная нравственная позиция вместе
с психологической готовностью формируются,
стимулируются (прежде всего — «изнутри»)
и корректируются. Целью формирования
данных социально-психологических качеств
является позитивное взаимодействие с
людьми иных культур, взглядов, позиций,
ориентаций.
В педагогической литературе понятие
«взаимодействие» определяется как
универсальная форма развития, обоюдно
изменяющая взаимодействующие объекты,
явления и приводящая каждое из них
в новое состояние. В настоящее
время существует множество типологий
взаимодействия. Остановимся на типологии,
которая позволяет отразить взаимосвязь
понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова)
представляет следующие типы взаимодействия:
Позитивной толерантности
В диалоге проявляется
Подобная характеристика диалогового
взаимодействия является фундаментом
толерантности и уровнем толера
Второй тип взаимодействия —
сотрудничество — подразумевает
совместное определение целей
Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих (последние характеристики свойственны «гиперопеке»).
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо
уделить внимание ведущей мысли
теоретиков и практиков педагогики
сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу,
но не создать при этом отношения сотрудничества,
то выпадает главное в воспитании внутренне
свободного человека — обострение совести.
Именно в сотрудничестве, в желании работать
вместе, в тонкой игре усилий каждого,
во взаимном побуждении, которое делает
ненужной требовательность, и рождается
совестливое отношение к людям, работе,
обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве
«тонкая игра усилий» — необходимое,
базовое понятие, определяющее толерантное
отношение взаимодействующих
В данной работе мы намеренно не останавливаемся
подробно на таких типах взаимодействия,
как подавление, индифферентность, конфронтация
и конфликт. Эти типы, конечно, совместимы
с понятием толерантности, но — скорее
— с негативными его проявлениями.
Мы склоняемся к тому, чтобы обосновать
необходимость целенаправленной образовательной
стратегии формирования позитивных толерантных
отношений в обществе.
В дальнейшем, преследуя данную цель, мы
попытаемся определить основные критерии
и показатели толерантности, основные
идеи и принципы образовательной стратегии
формирования толерантности, и обосновать
необходимость подготовки квалифицированных
педагогов, готовых реализовать данную
стратегию (подготовка в рамках профессиональных
учебных заведений).
Все аргументы, которые мы приводим, являются
попыткой самостоятельно осмыслить данную
проблему на основе лишь теоретических
методов исследования (теоретический
анализ философской и психолого-педагогической
литературы, ретроспективный анализ, теоретическое
моделирование). Полученная модель должна
пройти практическую проверку на достоверность
фактов.
Основные критерии и показатели толерантности
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.
Критерии |
Показатели |
Устойчивость |
Эмоциональная стабильность; |
Эмпатия |
Чувствительность партнера; |
Дивергентность |
Отсутствие стереотипов, предрассудков; |
Мобильность |
Отсутствие напряженности в
поведении; |
Социальная |
Социальная самоидентификация; |
Эти критерии можно развить, уточнив,
что:
устойчивость личности — сформированность
социально-нравственных мотивов поведения
личности в процессе взаимодействия с
людьми иных этнических (социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о
том, что происходит во внутреннем мире
другого человека;
дивергентность поведения — способность
необычно решать обычные проблемы, задачи
(ориентация на поиск нескольких вариантов
решения);
мобильность поведения — способность
к быстрой смене стратегии или тактики
с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к
взаимодействию в различных социальных
межэтнических ситуациях с целью достижения
поставленных целей и выстраивания конструктивных
отношений в обществе.
Любое общество, не имеющее этнической,
социальной и культурной однородности
для обеспечения своей
Эффективность толерантности зависит
от того, насколько ее форма соответствует
характеру доминирующего - мифологического,
религиозного, секулярного или научно-
Толерантность в структуре мифологического сознания. В структуре мифологического сознания возникают предпосылки абсолютной истины. Парадоксальным образом ее признание находит свое выражение в реакции на движение философской мысли, которая дает разумное истолкование мифа. Процесс такого истолкования - это форма логического или фактического доказательства. Неопровержимое обоснование мифологического представления и есть путь к абсолютной истине.
На первых порах мифологическое сознание и философия легко уживаются друг с другом. Это состояние можно назвать скрытой толерантностью. Толерантность здесь еще не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифологического сознания. В итоге, однако, возникает тенденция подавления философии.
Распад античной толерантности тесно связан с попытками предотвратить эрозию духовного и социального единства полиса, общины, в структуре которых она возникает, устранить причины, которые становятся ферментом социального хаоса. Но эрозия мифологического сознания уже не могла быть предотвращена путем подавления философии. Для социальной консолидации стал необходим новый тип сознания, формирование которого как раз и требовало толерантности. Нетерпимость и гонения инакомыслящих лишь углубили кризис античного общества. На почве разлагающегося мифологического сознания с его политеизмом вырастает христианская монотеистическая религия.