Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Работа состоит из  1 файл

Раздел.docx

— 61.28 Кб (Скачать документ)

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова  преподаватель руководит наблюдением,  которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях обучаемые  извлекают из самого наглядного  объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова  преподаватель на основании осуществленного  обучаемыми наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся  у них знаний ведет обучаемых  к осмыслению таких связей  в явлениях, которые не могут  быть высмотрены в процессе  восприятия;

- сведения об облике  объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях  обучаемые получают из словесных  сообщений педагога, а наглядные  средства служат подтверждением  или конкретизацией словесных  сообщений;

- отправляясь от осуществляемого  обучаемым наблюдения наглядного  объекта, педагог сообщает о  таких связях между явлениями,  которые непосредственно не воспринимаются  учащимися, либо делает вывод,  объединяет, обобщает отдельные  данные.[7,63-65]

Таким образом, существуют разнообразные  формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных  средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

 

2.3. Практические  методы обучения

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

К практическим методам относятся  письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.

К практическим методам относятся  также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.

Практические методы применяются  в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так  как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ  иллюстраций обычно сопровождают и  сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.[6,60-61]

2.4. Самостоятельная работа студентов

 

  Самостоятельная работа студентов  - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.  
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.[8,39]

 Предметно и содержательно  самостоятельная работа студентов  определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных  дисциплин, содержанием учебников,  учебных пособий и методических  руководств.  
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка студента;

- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

 Способы самостоятельной работы  студентов данной специальности  (специализации) должны быть установлены  рабочими программами каждой  из учебных дисциплин, входящих  в соответствующую профессиональную  образовательную программу. 

Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях - по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.  
Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента:

- индивидуальным рабочим методом при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;

- информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

- методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);

- контролирующими материалами (тесты);

- материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);

- временными ресурсами;

- консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т.д.);

- возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки);

- возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).[5,83-86]

 

2.5. Семинарские  занятия

Семинарские занятия как  форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

В современной ВШ семинар  является одним из основных видов  практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:

- развитие творческого  профессионального мышления;

- познавательная мотивация; 

- профессиональное использование  знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей  науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и  навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания  своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и  такие частные задачи, как:

- повторение и закрепление  знаний;

- контроль;

- педагогическое общение. 

В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар.

2. Собственно семинар. 

3. Спецсеминар.

Просеминар - занятие, готовящее  к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый  материал, максимально его синтезировать  и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует  обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку  материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению  научных проблем, которые развиваются  именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в  просеминаре - подготовка рефератов  на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара  с заключением руководителя.

Более серьезные учебные  и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной  целью углубленное изучение определенного  систематического курса и тематически  прочно связанный с ним. 

2. Семинар, предназначенный  для основательной проработки  отдельных наиболее важных и  типичных в методологическом  отношении тем курса или даже  одной темы.

3. Семинар исследовательского  типа с тематикой по отдельным  частным проблемам науки для  углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее  известному плану; б) небольшие доклады  студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

Выступления в беседе - уже  краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские  занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает  в систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют  студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с  простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель  дает установку на прослушивание  или акцентирует внимание студентов  на оценке и обсуждении в зависимости  от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические  качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских  занятий реализуется принцип  совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а  предполагает коллективные усилия. Поэтому  семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее  подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск  ответов учебной группой, возможность  раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Спецсеминар.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к  спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

Информация о работе Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ