Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Работа состоит из  1 файл

Раздел.docx

— 61.28 Кб (Скачать документ)

      Итак, весь  материал разбит на ряд последовательных  частей — это та самая дискретность (прерывистость), о которой говорилось  в связи с алгоритмизацией  обучения. После этого составляется собственно алгоритм, по которому будет проходить усвоение учебного материала. Вспомним, что алгоритм — это целый ряд точных предписаний, которые надо обязательно выполнить точно и в полном объеме, чтобы добиться намеченного результата, в данном случае промежуточного, т.е. части общего результата. В свою очередь эти предписания – алгоритмы для каждого шага имеют циклический характер, т.е. повторяющийся по кругу. Получается столько циклов, сколько шагов. Каждый цикл состоит из операций-указаний. Выполнение их обеспечивает усвоение учащимися материала того шага, который в данный момент изучается.

      Схема изображает  последовательные учебные операции, которые содержат указания по  изучению и усвоению лишь одного  шага. Переход к изучению второго  и последующих шагов допускается  тогда, когда правильно и только  правильно выполнено задание-предписание  первого шага.

      Программированное  обучение используется наряду  и вместе с другими дидактическими  системами, в сочетании разной  организации и методов обучения. Оно более результативно в  старших классах школы и вузах.[6,124-126]

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методы обучения характеризуются  не только выбором источника знаний, методов познания, уровня познавательной деятельности учащихся. Они имеют  многие другие существенные признаки, которые также необходимо принимать  во внимание. Одни из этих признаков  больше подчеркивают обучающую сторону  метода, другие - воспитывающую, третьи - развивающую. В воспитании интереса к учебе большую роль играют методы познавательных игр и учебных  дискуссий, использование математических софизмов, исторического материала  и т. д. Как правило, методы обучения используются в сочетании друг с  другом. Сочетание методов обучения дает такой метод, который характеризуется  не одним каким-либо признаком, а  целой их совокупностью. С точки зрения одного признака, данный метод обучения может быть, например, наглядным, с точки зрения другого,- индуктивным, с точки зрения третьего,- проблемным изложением и т. д. Умение охарактеризовать один и тот же метод обучения с точки зрения различных признаков является необходимым качеством учителя, но выработать его можно лишь постепенно, по мере накопления практического опыта, при целенаправленном подходе к анализу методов обучения.

Выскажем некоторые соображения  о построении системы методов  обучения по курсу (разделу, теме). Оправдать выбор отдельного, метода при изучении конкретного вопроса, или, наоборот, обосновать нецелесообразность его можно только с позиции системы методов обучения. Для того чтобы составить общее представление о системе методов обучения по отдельному предмету (разделу, теме), необходимо вести их учет. Учет применений каждого метода, соотнесение результатов анализа совокупности методов обучения с результатами обучения, воспитания и развития учащихся помогают корректировать совокупность методов обучения, совершенствовать ее - в этом и состоит естественный путь к созданию системы методов обучения. Построение системы методов обучения целесообразно вести на основе логико-дидактического анализа учебного материала. Логикодидактический анализ начинается с выяснения структуры учебного материала (логического анализа). Анализу подвергается определение отдельного понятия, система понятий, отдельное предложение, система предложений и доказательств, весь учебный материал темы, различные варианты изложения темы. Результаты логического анализа учитываются в последующем дидактическом анализе учебного материала, в ходе которого определяется методика изучения выделенных элементов и блоков учебного материала. В процессе дидактического анализа изучаются особенности реализации дидактических принципов, возможности применения и целесообразного сочетания различных методов обучения, построения системы уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 1997.- С. 50.

2.Артюшина М.В.,Котикова О.М.,Романової Г.М. Психолого-педагогічні аспекти реалізації сучасних методів навчання у вищій школі: Навч. посіб.-К.:КНЕУ,2007.-528с.

3.Вербицкий А.А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования: М.: РИЦ МГОПУ им. М.А.Шолохова. 2003.- 80 с.

4.Дистанционное обучение и новые технологии в образовании - М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 54.

5.Зиновьев Ф.В. Методика экономического обучения: Учебное пособие для экономических вузов.-С.:Таврия,2001.-160с.

6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с.

7.Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения;1-е изд.-М.2009.-192с.

8.Тюляков Ю.Т.,Яковлев В.М. Методика преподавания экономики:Учебное пособие.С.: «Таврия»,2004.-147с.

9.Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 224 с.

10.Шеремета П.М., Каніщенко Л.Г. Кейс-метод з досвіду використання в українській бізнес-школі/За ред. О.І.Сидоренка;2-ге вид. - К.:Центр інновацій та розвитку,1999.-80 с.

 


Информация о работе Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ