Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 19:37, реферат
Трансакционды талдауды қолдана отырып, адамдар эмоция, интеллект, инсайтқа жетеді. Бұл процесс оптимисттілікке әкеледі, яғни адам мынаған келеді. “Иә, дәл солай және бәрі де болады”.
Берн теориясы, жүріс-тұрыс өзгешеліктерін бақылауда қалыптасты. Оның негізгі назарының орталығы –стимулдар болды (сөз ,әрекет, дыбыс). Бұл өзгерістер - бетінде, дауыс ырғағында, сөз құрылымында мимикасында , өзін-өзі ұстауында көрініс береді.
А. – одно из направлений экзистенциального психоанализа, основоположником которого явл. Лэйнг. В основе концепции Лэйнга лежит понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т. е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собств. реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности др. людей.
При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или осн., базисной) онтологич. защищенности нарушается, и у чел. возникает тревога или беспокойство, которое испытывается как наличие угрозы собств. существованию в качестве личн. Лэйнг описывает три осн. формы такой тревоги, которые нуждаются в терапии.
Онтологически
незащищенная личн. не обладает чувством
целостности и ощущает себя изначально
расщепленной на дух и тело, идентифицируя
себя чаще всего с "духом". Такие личн.
чувствуют себя невоплощенными и переживают
свое "Я" в большей или меньшей степени
отделенным от тела, которое ощущается
скорее одним из объектов в мире, чем центром
собств. бытия. Невоплощенное "Я"
становится гиперсознанием и пытается
утверждать свои собств. образы, свой отдельный
внутр. мир. Такие ощущения характерны
для шизоидных личн. и шизофреников, при
этом создается система воплощенных "ложных
Я", заменяющих при взаимодействии с
др. людьми внутр. и невоплощенное "Я"
чел. Лэйнг уделял много внимания изучению
шизофрении и результаты этих наблюдений
обобщил в своей концепции личн. В последних
работах он вообще отбрасывает границу
между нормой и патологией, считая, что
по-настоящему больна не личн., а общество,
превращающее чел. в психотика посредством
т. н. двойной связи (когда к чел. одновременно
предъявляются исключающие друг друга
требования). При этом шизофреник, с т.
з. Лэйнга, не только не явл. по-настоящему
больным, но даже нормальнее многих "нормальных"
обитателей этого мира. Такая позиция
характерна для концепции "А.".
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.
Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда чел. не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования (см. Защитные механизмы) формируют броню характера как специфич. профиль функционирования личн., позволяющий избегать определ. потребностей и переживаний. Физиол. проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфич. осанке, походке, выражении лица. Напр., невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению чел. в др. сферах жизнедеятельности.
Методы О. п. основаны на психоаналитич. техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмич. потенции.
О.
п. стала источником множества популярных
в настоящее время телесно-
Меррей предложил термин "П." не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда.
Гл.
вклад в теорию Меррея связан с
разработкой понятия "
В структуре личн., так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ). Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личн. не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго явл. не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже лит. герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личност. изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.
Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личн. Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определ. эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной явл. мочевая система, и осн. действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.
Соответственно
двум дополнит, стадиям Меррей описывает
два комплекса и
Меррей
разработал много диагностич. методик
для исследования личн., среди которых
самой известной считается "Тематической
апперцепции тест" (ТАТ).
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитич. рассмотрение разл. характеристик культуры. Ранк первым из психоаналитиков применил толковательный метод для анализа символ, продукции коллективного творчества человечества, л-ры, искусства. Он начал анализировать мифологию, л-ру, искусство с т. з. глубинного бессознательного содержания коллективного опыта. Ученый не разделял причинно-следственную парадигму теории 3. Фрейда. В его понимании личн. не детерминирована в своем развитии. Она свободно интерпретирует значения и инициирует действия.
Одно из центр, понятий концепции – травма рождения. Идея Ранка состоит в том, что появление человеч. существа на свет связано с ситуацией, вызывающей тревогу. Развитие личности связано с двумя конфликтующими тенденциями: страхом жизни и страхом смерти. Первый связан с тенденцией к индивидуализации, отделению от других, второй – со слиянием, зависимостью.
Дифференцируя себя от других, ребенок начинает проявлять рудиментарную форму желания – противоволю, т. е. способность противопоставить свою волю другим. Если негативистская воля разрушает связь между ребенком и родителями, он начинает чувствовать вину как специфич. выражение страха жизни. Если связь между ребенком и родителями не разрушается, противоволя преобразуется в волю, которая снижает страх жизни и страх смерти. Влияние воли на конфликтующие тенденции человеч. психики определяет, будет ли личн. стремиться к новым возможностям или погрязнет в обыденности.
Ранк выделил три типа личн.: нормальный адаптированный (чел. из толпы, без самоопределения), невротический и креативный тип художника. Первый выражает тенденцию к единению с людьми, но не поддерживает развития своей собств. индивидуальности. Он надежен, но в то же время конформен, поверхностен и не способен понимать и удовлетворять собств. желания. Такой тип складывается в результате подавления родителями проявлений собств. воли, инициативы ребенка.
Невротическая личность проявляет тенденцию к отделению от людей, негативизм; она выражает противоволю больше, чем волю. Такой человек критичен к другим и в то же время переживает вину, чувствует себя недостойным, неправильным.
Тип художника представляет идеальное развитие, при котором развивается сильная воля, а страх жизни и страх смерти минимальны. Он способен вступать в близкие человеч. отношения без покорности и подавления, не ориентируясь на принятые нормы. Его мысли, переживания, поступки характеризуются высокой степенью дифференциации и интеграции. Результаты деятельности оригинальны и в то же время полезны и ценны для людей.
Идеи Ранка во многом определили дальнейшую судьбу психоанализа, аналитической психологии, повлияли на гуманистич., экзистенциальную и трансперсональную психологию, значительно расширили горизонты культурного опыта. Они широко известны и используются в лит. критике, культур, антропологии. Нельзя специально не отметить влияния его подхода на лит. сюжеты и мотивы произведений искусства.
Вопросы для самопроверки