Тренер психотерапевтической группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат

Описание

В данной работе описываются основные роли, стиль работы, позиции группового психотерапевта, а также какими навыками и знаниями он должен обладать

Содержание

1. Основные роли ведущего в группе
2. Стиль работы группового психотерапевта
3. Позиции группового ведущего
4. Характеристика личности группового ведущего
5. Подготовка и квалификация терапевта группы
6. Знания терапевта группы
7. Навыки группового терапевта
8. Теоретическая основа работы с группой
9. Ко-терапия
10. Советы начинающему групповому терапевту

Работа состоит из  1 файл

реф группы.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Содержание

  1. Основные роли ведущего в группе……………………………………………..3
  2. Стиль работы группового психотерапевта………………………………….....4
  3. Позиции группового ведущего………………………………………………… 7
  4. Характеристика личности группового ведущего………………………………8
  5. Подготовка и квалификация терапевта группы……………………………….14
  6. Знания терапевта группы……………………………………………………….15
  7. Навыки группового терапевта………………………………………………….17
  8. Теоретическая основа работы с группой………………………………………20
  9. Ко-терапия……………………………………………………………………….37
  10. Советы начинающему групповому терапевту…………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные роли ведущего  группы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей  среды, все же в большинстве тренинговых  групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.  

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт  может выступать в двух основных ролях:

  1. технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
  2. эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно С. Кратохвилу (1978), можно  выделить пять основных ролей ведущего группы:

  1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
  2. аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);
  3. комментатор;
  4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
  5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к ролям и  поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний, а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих  групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы.

 

2.  Стиль работы  группового терапевта

С психотерапевтическими группами работают разные терапевты. Различия в теоретической ориентации и личностные особенности обусловливают способы их поведения и работы в группе. Хотя почти все теоретики групповой психотерапии признают, что стиль работы терапевта является важным фактором, определяющим эффективность психотерапевтической работы, однако имеется мало эмпирических исследований стилей руководства группой.

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

Согласно классической классификации  стилей управления малой группой  – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей  авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном  этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы  ими жестко управляли. Это действительно  бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время  нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой  и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Исследователи I.D.Yalom и M.A.Lieberman проанализировали работу 18 студенческих групп, терапевтами которых были представители различных направлений: гештальттерапии, психодрамы, психоаналитической ориентации, трансакционного анализа, Т-групп, марафонов, групп "встреч" и роста личности. В исследовании приняли участие 209 участников групп. На основании анализа работы групп и опроса участников авторы выделили 6 важнейших типов групповых терапевтов.

  1. "Агрессивный лидер". Это терапевт, навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Свои психотерапевтические усилия он сосредоточивает на решении проблем отдельных участников, а не группы в целом. Участнику предоставляется определенная схема для понимания себя и мира. Терапевт этого типа является авторитарным, единовластным руководителем группы. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены терапевты групп гештальттерапии, психодрамы, роста личности.
  2. "Любящий лидер". Это заботливый терапевт, принимающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решать свои проблемы. Это "мудрый и заботливый отец". К этому типу были отнесены терапевты Т-групп, марафонов, трансакционного анализа.
  3. "Социальный инженер". Он больше руководит работой группы как целого. Индивидуальные потребности участников, их межличностные отношения у него на втором плане. Терапевт этого типа редко противостоит группе, не слишком требователен; участниками оценивается как неавторитарный лидер. К этой категории были отнесены терапевты Т-групп, групп "встреч" и психодрамы.
  4. "Невмешивающийся лидер". Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Терапевт этого типа участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены терапевты психоаналитических групп и трансакционного анализа.
  5. "Холодный и агрессивный лидер". Он менее агрессивен, чем терапевт первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания терапевта этого типа – групповой процесс как целое. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности.
  6. "Техник". Он предлагает группе множество разнообразных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности.

При знакомстве с этой типологией групповых терапевтов сразу бросается  в глаза то, что нередко представители  одной теоретической ориентации относятся к разным по стилю типам. Это указывает на то, что стиль  работы терапевта хотя и зависит от принятых в той или иной теоретической школе принципов и установок, однако больше обусловливается особенностями его личности. Таким образом, теоретические взгляды изменить легче, чем стиль работы, так как это означало бы в значительной мере изменение своей личности.

Вышеупомянутое исследование также  показало, что терапевты групп  различного типа неодинаково оцениваются  с точки зрения потенциальной  вредности их стиля для участников. Наибольший процент участников, отрицательно оценивших свой групповой опыт, был в группах, руководимых терапевтами первого типа – "агрессивными лидерами". Самыми "безопасными" оказались "любящие лидеры". Эти выводы подтверждают и выполненные позднее исследования. По данным R.R.Dies (1983), участники психотерапевтических групп больше пользы получают от позитивного стиля руководства группой, в то время как агрессивные, негативно конфронтирующие терапевты могут быть не только неэффективными, но и потенциально опасными для некоторых участников групп. Авторитарный стиль работы с группой оценивают как менее эффективный и участники тренинговых групп для профессионалов, исследованные K.R.MacKenzie (1987). По данным R.A.Neimeyer (1991), по отрицательным оценкам терапевта, данным ему участниками, можно довольно точно предсказать низкие психотерапевтические результаты последних.

Каждый терапевт-профессионал находит  свою нишу, свою клиентуру и вырабатывает индивидуальный, особенный стиль  работы, отвечающий его склонностям  и интересам, оставаясь при этом в русле какого-то подхода, опираясь на него.

 

3. Позиции группового  ведущего. 

 

Различают позиции ведущего по степени  включенности в групповое взаимодействие:

1. Родительская позиция. Тренер  заботится о том, чтобы каждому  участнику хватило внимания в  группе, является посредником в конфликтах участников, переводчиком между участниками в моменты взаимного непонимания.

2. Позиция Равного. Тренер наравне  с участниками делится своими  наблюдениями, осознаваниями и опытом.

3. Позиция Наблюдателя. Тренер  минимально включен в групповой процесс, живет в группе  как бы «за кругом», включаясь только в случае крайней необходимости или для того, чтобы поделиться увиденной им групповой фигурой.

Все три позиции полезны для  группового ведущего на разных этапах развития группы.

Родительская позиция уместна в начале группы и при появлении новых участников, как обеспечивающая психологическую безопасность в большей степени, чем другие позиции. Эта позиция отличается тем, что ведущий берет больше власти (и, соответственно, ответственности) за групповой процесс и управляет групповым процессом.

Позиция Равного уместна более  всего при предъявлении участниками  сложных интимных сведений о себе или переживаний, которые могут  вызвать неоднозначные (я бы сказала, резко противоположные) реакции  других участников, совершении ими поступков, которые могут вызвать осуждение других участников. Такая позиция помогает участникам с более низкой самооценкой опереться на опыт ведущего, а так же помогает снятию трансферентных ожиданий с ведущего, является наиболее поддерживающей.

Позиция Наблюдателя великолепно  помогает передать ответственность  за происходящее в группе самим участникам, стимулирует участников к самостоятельности  и смелым выборам, более всего  уместна на третьем этапе –  этапе принятия различий (сотрудничества) или в очень зрелой, опытной группе.

 

4. Характеристика личности  группового ведущего

Как отмечает G.Corey (1990), групповой терапевт может хорошо теоретически и практически  разбираться в динамике группы, уметь  достаточно точно диагностировать  и применять различные методы в группе, и тем не менее быть неспособным помочь участникам изменяться и совершенствоваться. Каждый терапевт, независимо от его теоретических взглядов, приходит в группу со своими уникальными личностными свойствами, ценностями и жизненным опытом. Это налагает своеобразный отпечаток на каждую группу, с которой он работает. Однако личность терапевта не должна мешать раскрытию психотерапевтического потенциала группы; напротив, терапевт должен быть катализатором такого раскрытия. Это возможно лишь в том случае, когда он свою работу основывает на соответствующих мировоззренческих, философских установках. T.Gordon (1972) охарактеризовал несколько таких установок.

Хорошему терапевту группа необходима для реализации целей ее участников, а не для самоутверждения. Ответственность за определение целей, за решения, оказывающие влияние на участников, за принятие норм и правил, регулирующих жизнь группы, возлагается на саму группу. Терапевт должен скорее служить группе, а не указывать, что ей делать, в каком направлении идти и чего достигать. Терапевт группы, безусловно, уважает каждого участника. Он способен в каждом увидеть что-то ценное, независимо от характера проблем, социального статуса, профессии, личности, внешности, вероисповедания участников и пр. Каждый человек является значимым и ценным, так как он является сложным и совершенствующимся организмом, воплощением чуда жизни. Терапевт должен верить, что каждый участник обладает достаточными возможностями для позитивного, конструктивного, зрелого поведения.

Кроме мировоззренческих установок  терапевта психотерапевтической группы возникает и более конкретный вопрос – какие черты личности психолога или психотерапевта могли  бы обеспечить успешную, эффективную  работу с группами? Попыток создать  модель такого эффективного ведущего группы не так уж много. R.L.Bednar и T.J.Kaul (1978) отметили, что "хотя практически все согласны, что черты личности терапевта оказывают большое влияние на процесс работы группы и окончательный результат, однако в литературе не замечаем большого эмпирического интереса к этой теме".

Информация о работе Тренер психотерапевтической группы