Тренер психотерапевтической группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат

Описание

В данной работе описываются основные роли, стиль работы, позиции группового психотерапевта, а также какими навыками и знаниями он должен обладать

Содержание

1. Основные роли ведущего в группе
2. Стиль работы группового психотерапевта
3. Позиции группового ведущего
4. Характеристика личности группового ведущего
5. Подготовка и квалификация терапевта группы
6. Знания терапевта группы
7. Навыки группового терапевта
8. Теоретическая основа работы с группой
9. Ко-терапия
10. Советы начинающему групповому терапевту

Работа состоит из  1 файл

реф группы.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Требования к квалификации, предлагаемые различными профессиональными сообществами групповой работы и отдельными авторами, несколько отличаются. Мы попытаемся дать обобщенное представление о  современных профессиональных требованиях к терапевту группы.

6. Знания терапевта  группы

Он обязан знать:

  1. Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
  2. Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; терапевт группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.
  3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Терапевт также должен быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Желательно, чтобы терапевт группы имел навыки и опыт индивидуальной работы с клиентами.
  4. Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.
  5. Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами. Терапевт должен реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять групповую психотерапию только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам.
  6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.

Расширению знаний о себе способствует опыт прохождения в качестве' клиента личной индивидуальной и групповой психотерапии. Этот вопрос хотелось бы прокомментировать подробнее, поскольку он особенно важен для профессиональной квалификации терапевта группы.

Полагаем, что человек, готовящийся  помогать другим, несет профессиональную и этическую ответственность за прохождение психотерапии в качестве клиента. Личная психотерапия предоставляет возможность:

  • лучше понять свою мотивацию работы с группами;
  • анализировать и коррегировать те черты личности, которые могут мешать психотерапевтически продуктивным отношениям с клиентами, а также решать проблемы и конфликты, которые могут искажать восприятие группового процесса и участников;
  • анализировать свои потребности, которые могут как помогать, так и тормозить групповой процесс;
  • оценить свою искренность, смелость, заботливость, интегрированность, которые особенно важны в работе группового терапевта;
  • обсудить свою жизненную философию, взгляды на природу человека и лучше понять, какое влияние это может оказать на работу с конкретными людьми в психотерапевтических группах.

Иначе говоря, терапевт группы должен сам обладать достаточной смелостью, чтобы выполнять все то, к чему будет побуждать участников групп, а также расширять границы  самопознания и точнее оценивать  возможное влияние своей личности на других людей.

Терапевт группы должен проходить  не только личную индивидуальную терапию, но и иметь опыт решения своих  проблем в группе. Он важен не только для личного совершенствования  терапевта, но и для приобретения определенных профессиональных навыков. Наилучший способ научиться помогать участникам в их трудной терапевтической работе, – самому все это испытать в группе. Только лично пережив, что такое сопротивление, страхи в группе, что значит быть объектом нападок, что означает учиться по-новому смотреть на себя и свою жизнь, можно значительно лучше понять, что нужно для возникновения сплоченной группы. Чем разнообразнее группы, в которых терапевт являлся участником, тем шире пространство его личного опыта, очень важного для понимания процессов, происходящих в группе.

Важность личной индивидуальной и  групповой психотерапии для профессиональной подготовки терапевта подчеркивает, за небольшим исключением, большинство  известных авторитетов групповой  психотерапии (I.D.Yalom, 1985; M.S.Corey, G.Corey, 1987; L.J.Shapiro, 1978 и др.).

7. Навыки группового  терапевта

Хотя об основных навыках работы терапевта группы более подробно мы будем говорить ниже, здесь перечислим те, без которых невозможно представить  работу квалифицированного и компетентного терапевта.

Выше уже упоминалось, что терапевт группы обязан знать основные закономерности индивидуальной психодинамики и  иметь опыт индивидуальной работы с  клиентами. R.R.Dies (1980) опросил 100 специалистов, выполнявших супервизии в области  групповой психотерапии. Большинство опрошенных отметило склонность начинающих терапевтов заниматься индивидуальной психотерапией в группе. Однако успешная работа в группе требует специфических навыков групповой работы, направленных на понимание и развитие межличностного взаимодействия. Для этого групповой терапевт прежде всего должен уметь:

  1. Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.
  2. Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.
  3. Выбрать ко-терапевта и эффективно с ним работать.
  4. Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.
  5. Быть примером продуктивного участия в работе группы.
  6. Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
  7. Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
  8. Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
  9. Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
  10. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
    1. Р.Кочюнас «Психотерапевтические группы: теория и практика»
    2. И.В. Вачков «Основы ведения группового тренинга»

 



Информация о работе Тренер психотерапевтической группы