Тренинг "трудоголизм"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:08, реферат

Описание

Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения от жизни. Для трудоголика работа стоит на первом месте в жизни, оставляя позади все остальные аспекты: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность. Если раньше на трудоголизм смотрели хотя и иронически, но, в целом, одобрительно (отношение характеризовалось выражениями типа: «вот с кого должны брать пример все остальные», «он упорно работает, он многого добьётся»), то в последние десятилетия психологи отмечают, что трудоголизм не безобиден.

Работа состоит из  1 файл

трудоголизм тренинг.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

  Трудоголизм — просторечное наименование чрезмерного трудолюбия. Выражает (по аналогии с «алкоголизмом») аддиктивный аспект этого качества, то есть психологическую «трудозависимость». Людей, проявляющих трудоголизм, называют трудоголиками.

  Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения от жизни. Для трудоголика работа стоит на первом месте в жизни, оставляя позади все остальные аспекты: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность. Если раньше на трудоголизм смотрели хотя и иронически, но, в целом, одобрительно (отношение характеризовалось выражениями типа: «вот с кого должны брать пример все остальные», «он упорно работает, он многого добьётся»), то в последние десятилетия психологи отмечают, что трудоголизм не безобиден.

  • Сам по себе трудоголизм может быть признаком психологического неблагополучия (человек «прячется в работу» из-за неумения общаться с окружающими, для ухода от своих проблем).
  • Трудоголики своим неумеренным стремлением как можно больше работать вредят себе и окружающим. Перерабатывание может приносить вред в чисто медицинском смысле: его следствием является хроническое переутомление, стресс, а значит и психические и соматические заболевания. Кроме того, социальные проблемы, возникающие из-за того, что трудоголик не уделяет достаточного внимания «внерабочим» делам и общению с близкими, могут ударять не только лично по нему, но и по другим людям.
 

  Выделяют 4 четких «рабочих стиля» трудоголиков: 

  
  • Булимический трудоголик считает, что работа должны быть сделана идеально или не сделана вообще. Булимические трудоголики часто не могут начать проект и потом пытаются завершить его до крайнего срока, часто фанатически работая до изнеможения – с плохими результатами.
  • Неутомимый трудоголик – это любитель адреналина, который берет больше работы, чем он может сделать. Пытаясь жонглировать несметным количеством шариков, они обычно работают слишком быстро и слишком упорно, чтобы получить точные результаты.
  • Трудоголик с дефицитом внимания часто начинает с огромным энтузиазмом, но не заканчивает проект – часто потому что теряет к нему интерес. Они часто вкушают эту «мозговую атаку», но им быстро наскучивают необходимые детали или систематическая работа.
  • Смакующий трудоголик – медленный, методичный и очень скрупулезный. Им часто сложно отказаться от какого-либо проекта и работать с другими людьми. Они часто являются абсолютными перфекционистами и пропускают крайние сроки, потому что «еще не достигли идеальных результатов».

Программа СПТ «Профилактика  трудоголизма»

Цель тренинга: профилактика трудовой зависимости

В процессе тренингового занятия ставятся следующие задачи:

  1. Расстановка приоритетов
  2. Определение своего продуктивного времени и его использование;
  3. Определение ценности своего времени:
 

    Участниками тренинга является рабочий коллектив. 15 человек.

    Программа тренинга состоит из 1 занятия 5-6 часов. 

Упражнение  «Приветствие» 

  Упражнение «Что устраивает, что хочу изменить»

  Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Можно выбрать из ниже предложенных средств:

– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;;  
– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

– развлечения (поход в кино, в кафе...); 
– любимые занятия (чтение, пение, садоводство…); 
– общение с природой (прогулки в парке и по лесу);– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

– человеческая поддержка со стороны начальства; 
– отдых после работы в тишине;

– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

– общение с близкими и друзьями;

– общение с любимым человеком; 
– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

 

Упражнение  «формула полезной работы» 

  Предложить  использовать «формулу полезной работы» Лотара Зайверта:  

  Время полезной работы = общее время работы – (время работы, которая не была необходима + время работы с неоправданными затратами времени + время нецелесообразной работы + время работы, длительность которой не планировалась)

С помощью  этой формулы тренер может совместно с участниками проанализировать проделанную ими работу. Тренер при этом учит участников отличать важное от второстепенного, прививает стандарты выполнения работы и отвечает на другие вопросы, которые обязательно появятся.

 
  Упражнение «Постановка  целей» 

Вспомните вашу предыдущую неделю. С понедельника по воскресенье включительно. Опишите  всё, что вы делали день за днём, на что  потратили время? Для этого составьте  список всех ваших дел по дням и  отметьте, сколько времени на них  потрачено.

    День  недели Дела Затраченное время
         

Сгруппируйте  все свои дела по сферам жизни. Названия для сфер придумайте сами - это ваша жизнь, поэтому важно, чтобы и  названия сферам вашей жизни вы дали сами.

Рассчитайте (в процентах), сколько времени  вы тратите на разные сферы вашей  жизни. 100% -- это 7 суток, 168 часов. Формула: Х= t /168 х 100. Запишите результаты в такой форме:

    Мои жизненные сферы: %                       
       

Проанализируйте результаты: какой эмоциональный отклик они вызывают?

Упражнение  «что для вас действительно важно в жизни» 

  Четкая расстановка приоритетов – это первый и самый важный шаг в достижении жизненного баланса. Важно определить, какими вы хотите видеть свои приоритеты, а не какими они должны быть.

  Участникам  предлагаются вопросы:

  Если бы я в своей жизни мог сосредоточиться  только на одной вещи, что бы это  было?

  1. Если бы я мог добавить вторую вещь, чтобы бы это было?
  2. Третью?
  3. Четвертую?
  4. Пятую?

  Если вы ответите внимательно и честно, в  результате вы получите список ваших  пяти главных приоритетов. Типичный список может включать следующие пункты:

  • Дети
  • Жена/муж
  • Успешная карьера
  • Общественная служба
  • Религия/духовность
  • Здоровье
  • Спорт
  • Искусство
  • Хобби, например садоводство
  • Приключения/путешествия
 

Когда вы составите  конкретный список того, что для  вас действительно важно, вы можете обнаружить, что уделяете слишком  много времени занятиям, которые  не являются для вас приоритетными, и вы можете соответственно изменить свой график. 

Упражнение  «Три столбца»

  1. Нарисуйте таблицу из трёх столбцов. В первом перечислите все действия, предпринятые вами на прошлой неделе (можно использовать формулировки из предыдущего упражнения, с помощью которого вы анализировали фонд времени). Второй столбец разбейте на столько частей, сколько целей перед вами стоит, и запишите их.
  2. Проставьте в ячейках баллы, используя такую шкалу: 
    «0» - действие не связано с достижением цели 
    «1» - действие имеет косвенное отношение к достижению цели 
    «2» - действие имеет отношение к достижению цели 
    «3» - действие направлено непосредственно на достижение цели 
    Если действие противоречит достижению цели, то ставьте перед цифрой знак минус.
  3. Просуммируйте результаты. В итоге станет видно, какая цель имеет реальные шансы быть достигнутой (максимальное количество действий, направленных на достижение этой цели), а также определится наиболее осмысленная деятельность (действие, направленное на достижение максимального количества целей).
  4. Если по отношению к каким-то целям вы  предпринимаете недостаточно действий, подумайте: может быть у вас есть навязанные цели, может они вообще не ваши и стоит от них отказаться или заменить их другими? А возможно, вы не осознаете в чём именно заключается для вас важность некоторых целей? (см. пример в Таблице 1)

Таблица 1. Анализ соответствия предпринимаемых  действий поставленным целям 

Действия Цели                 Сумма по действиям
    Здоровье: привести вес в норму, повысить иммунитет Образование: написать диссертацию Карьера: должность  директора по продажам Семья: отсутствие ссор ...   ...    
 
Перекуры  7 часов в неделю - 3 0 1 0     - 2
Посещение спортклуба 4 часа в  неделю 3 1 1 1     6
Просмотр  телепередач 3 часа в  неделю - 2 1 1 - 1     - 1
Командировки 1 день 0 0 2 - 2     0
...                
...              
Сумма по целям 3 2 5 - 2     -

И только тщательно проанализировав из чего состоит настоящее, стоит подумать о том, чего на самом деле хочется. И приступить к постановке целей как к осмысленному и структурированному процессу. Безусловно, на это необходимо потратить время, однако и цели будут более качественными. При этом важно не оставаться в привычном, зацементированном формате своей жизни, которая устроена так, а не иначе, а стараться раздвинуть свои привычные ограничения. 

Информация о работе Тренинг "трудоголизм"