Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:08, реферат
Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения от жизни. Для трудоголика работа стоит на первом месте в жизни, оставляя позади все остальные аспекты: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность. Если раньше на трудоголизм смотрели хотя и иронически, но, в целом, одобрительно (отношение характеризовалось выражениями типа: «вот с кого должны брать пример все остальные», «он упорно работает, он многого добьётся»), то в последние десятилетия психологи отмечают, что трудоголизм не безобиден.
Трудоголизм — просторечное наименование чрезмерного трудолюбия. Выражает (по аналогии с «алкоголизмом») аддиктивный аспект этого качества, то есть психологическую «трудозависимость». Людей, проявляющих трудоголизм, называют трудоголиками.
Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения от жизни. Для трудоголика работа стоит на первом месте в жизни, оставляя позади все остальные аспекты: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность. Если раньше на трудоголизм смотрели хотя и иронически, но, в целом, одобрительно (отношение характеризовалось выражениями типа: «вот с кого должны брать пример все остальные», «он упорно работает, он многого добьётся»), то в последние десятилетия психологи отмечают, что трудоголизм не безобиден.
Выделяют
4 четких «рабочих стиля»
трудоголиков:
Программа СПТ «Профилактика трудоголизма»
Цель тренинга: профилактика трудовой зависимости
В процессе тренингового занятия ставятся следующие задачи:
Участниками тренинга является рабочий коллектив. 15 человек.
Программа
тренинга состоит из 1 занятия 5-6 часов.
Упражнение
«Приветствие»
Упражнение «Что устраивает, что хочу изменить»
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Можно выбрать из ниже предложенных средств:
– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;
– долгий
и крепкий сон, возможность
выспаться;;
– искать новые средства
решения проблем, а не
зацикливаться на неэффективных;
– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;
– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
– развлечения
(поход в кино, в кафе...);
– любимые занятия (чтение,
пение, садоводство…);
– общение с природой (прогулки
в парке и по лесу);– позитивная
атмосфера в коллективе,
доверительные отношения
с коллегами;
– человеческая
поддержка со стороны
начальства;
– отдых после работы
в тишине;
– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
– общение с близкими и друзьями;
– общение
с любимым человеком;
– выход в метапозицию,
взгляд сверху на происходящее.
Упражнение
«формула полезной работы»
Предложить
использовать «формулу полезной работы»
Лотара Зайверта:
|
С помощью этой формулы тренер может совместно с участниками проанализировать проделанную ими работу. Тренер при этом учит участников отличать важное от второстепенного, прививает стандарты выполнения работы и отвечает на другие вопросы, которые обязательно появятся.
Упражнение «Постановка
целей»
Вспомните вашу предыдущую неделю. С понедельника по воскресенье включительно. Опишите всё, что вы делали день за днём, на что потратили время? Для этого составьте список всех ваших дел по дням и отметьте, сколько времени на них потрачено.
|
Сгруппируйте все свои дела по сферам жизни. Названия для сфер придумайте сами - это ваша жизнь, поэтому важно, чтобы и названия сферам вашей жизни вы дали сами.
Рассчитайте (в процентах), сколько времени вы тратите на разные сферы вашей жизни. 100% -- это 7 суток, 168 часов. Формула: Х= t /168 х 100. Запишите результаты в такой форме:
|
Проанализируйте результаты: какой эмоциональный отклик они вызывают?
Упражнение
«что
для вас действительно
важно в жизни»
Четкая расстановка приоритетов – это первый и самый важный шаг в достижении жизненного баланса. Важно определить, какими вы хотите видеть свои приоритеты, а не какими они должны быть.
Участникам предлагаются вопросы:
Если бы
я в своей жизни мог
Если вы ответите внимательно и честно, в результате вы получите список ваших пяти главных приоритетов. Типичный список может включать следующие пункты:
Когда вы составите
конкретный список того, что для
вас действительно важно, вы можете
обнаружить, что уделяете слишком
много времени занятиям, которые
не являются для вас приоритетными,
и вы можете соответственно изменить
свой график.
Упражнение «Три столбца»
Таблица 1. Анализ соответствия предпринимаемых действий поставленным целям
|
И
только тщательно проанализировав
из чего состоит настоящее, стоит подумать
о том, чего на самом деле хочется. И приступить
к постановке целей как к осмысленному
и структурированному процессу. Безусловно,
на это необходимо потратить время, однако
и цели будут более качественными. При
этом важно не оставаться в привычном,
зацементированном формате своей жизни,
которая устроена так, а не иначе, а стараться
раздвинуть свои привычные ограничения.