Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:56, контрольная работа
Психология трудовой деятельности(труда) - отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.
Введение _____________________________________________________ 2
1.Трудовая деятельность человека ______________________________ 3
2. Методы психологии трудовой деятельности ____________________6
3. Психологическое изучение профессий _________________________ 8
4. Психологические основы профессионального отбора, подбора, аттестация кадров ____________________________________________ 14
Заключение __________________________________________________ 19
Список литературы ___________________________________________ 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________
1.Трудовая
деятельность человека ______________________________
3
2.
Методы психологии
трудовой деятельности ____________________6
3.
Психологическое
изучение профессий _________________________
8
4.
Психологические
основы профессионального
отбора, подбора,
аттестация кадров ______________________________
Заключение ______________________________
Список
литературы ______________________________
Введение
Психология трудовой деятельности(труда) - отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.
Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.
Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).
Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.
В
условиях современной научно-
1.Трудовая
деятельность человека
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.
Рабочее
место - часть пространства, приспособленная
для выполнения работником (группой работников)
своего производственного задания; первичное
звено предприятия. Оно включает: основное
и вспомогательное производственное оборудование
(станки, механизмы, агрегаты, средства,
обеспечивающие безопасность труда, защитные
устройства, улучшающие санитарно-гигиенические
условия работы, энергетические установки,
коммуникации); технологическую и организационную
оснастку (установочные и иные приспособления,
инструмент, контрольно-измерительные
приборы, столы, верстаки, инструментальные
тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла).
Различают рабочие места рабочих (основных,
вспомогательных, обслуживающих), инженерно-технических
и административно-
Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника — один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).
Средства труда или средства производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил; включая технологию производства, образуют материально-техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека.
Предметы
труда — вещество природы, на которое
человек воздействует в процессе
труда с целью приспособления
его для личного или производственного
потребления. Предмет труда, претерпевший
уже воздействие человеческого труда,
но предназначенный для дальнейшей обработки,
называется сырьём. Некоторые готовые
продукты также могут вступать в процесс
производства в качестве предмета труда
(например, виноград в винодельческой
промышленности, животное масло в кондитерской
промышленности). Определяющая роль в
средствах производства принадлежит орудиям
труда. По мере их развития и совершенствования
растет техническая вооружённость труда,
меняется роль человека в процессе производства,
возрастает его господство над природой.
Уровень развития средств труда — важнейший
показатель технического прогресса. Совершенствование
их приводит к глубоким качественным сдвигам
в технике и технологии производства,
к изменению производственных отношений;
определяет переход от одного способа
производства к другому. Научно-техническая
революция внесла коренные изменения
в орудия труда, заменяя машины традиционного
типа комплексами машин-автоматов, содержащих
в себе элемент автоматического регулирования
и управления производственным процессом;
обусловила качественные сдвиги в предметах
труда, состоящие в применении искусственных
синтетических материалов, ослабив зависимость
производства от предметов труда, данных
природой. Форма собственности на средства
производства характеризует общественно-производственные
отношения людей, классовую структуру
общества и способ соединения производителя
со средствами производства.
2.
Методы психологии
трудовой деятельности
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.
Метод наблюдения:
-Метод непосредственного
наблюдения профессиональной
-Трудовой
метод – участие самого
В
связи с трудностью применения этих
методов, к ним прилагаются
-Измерения различных параметров процесса труда;
-Алгоритмический
способ описания трудовой
-Анализ продуктов трудовой деятельности;
-Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
-Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса
Метод опроса:
-Беседа;
-Устный опрос (интервью);
-Письменный опрос (Анкета);
-Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
-Метод обобщения независимых характеристик.
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.
Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.
Лабораторный эксперимент:
-Абстрактный;
-Модель отдельных элементов трудового процесса;
-Модели профессиональной деятельности в целом;
-Реальная
трудовая деятельность в
-Метод тестов.
Производственный эксперимент