Трудовая деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание

Психология трудовой деятельности(труда) - отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Содержание

Введение _____________________________________________________ 2
1.Трудовая деятельность человека ______________________________ 3
2. Методы психологии трудовой деятельности ____________________6
3. Психологическое изучение профессий _________________________ 8
4. Психологические основы профессионального отбора, подбора, аттестация кадров ____________________________________________ 14
Заключение __________________________________________________ 19
Список литературы ___________________________________________ 20

Работа состоит из  1 файл

К.Р. инж. пс.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

Введение _____________________________________________________ 2 

1.Трудовая  деятельность человека ______________________________ 3 

2. Методы психологии  трудовой деятельности ____________________6 

3. Психологическое  изучение профессий _________________________ 8 

4. Психологические  основы профессионального  отбора, подбора,  аттестация кадров ____________________________________________ 14 

Заключение __________________________________________________ 19 

Список  литературы ___________________________________________ 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Психология  трудовой деятельности(труда) - отрасль  прикладной психологии, изучающая психологические  аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда  начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

    Возникновение психологии труда связано с началом  научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

    Важную  область психологии труда составило  изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

    Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

    Наряду  с экспериментальным методом  большое место в психологии труда  занимают аналитические методы. Применяется  метод специальных упражнений, связанных  с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности  профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

    В условиях современной научно-технической  революции психология труда призвана изучать новые условия, формы  и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и  требования к технически оснащенному  труду. Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д. 

1.Трудовая  деятельность человека 

    Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

    Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения работником (группой работников) своего производственного задания; первичное звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства, обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки, коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы, верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла). Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих), инженерно-технических и административно-управленческого персонала. Организация рабочего места тесно связана с организацией труда и производства на предприятии. Совершенствование рабочего места преследует цель создания такой материальной обстановки труда, которая обеспечивает повышение его производительности, способствует сохранению здоровья и развитию личности работника. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, выводы научной организации труда, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.

    Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника — один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).

Средства  труда и предметы труда

    Средства  труда или средства производства - это совокупность средств и предметов  труда, используемых человеком в  процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил; включая технологию производства, образуют материально-техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека.

    Предметы  труда — вещество природы, на которое  человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). Определяющая роль в средствах производства принадлежит орудиям труда. По мере их развития и совершенствования растет техническая вооружённость труда, меняется роль человека в процессе производства, возрастает его господство над природой. Уровень развития средств труда — важнейший показатель технического прогресса. Совершенствование их приводит к глубоким качественным сдвигам в технике и технологии производства, к изменению производственных отношений; определяет переход от одного способа производства к другому. Научно-техническая революция внесла коренные изменения в орудия труда, заменяя машины традиционного типа комплексами машин-автоматов, содержащих в себе элемент автоматического регулирования и управления производственным процессом; обусловила качественные сдвиги в предметах труда, состоящие в применении искусственных синтетических материалов, ослабив зависимость производства от предметов труда, данных природой. Форма собственности на средства производства характеризует общественно-производственные отношения людей, классовую структуру общества и способ соединения производителя со средствами производства.  
 
 

2. Методы психологии трудовой деятельности 

    Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию  методов психологии труда. Она разделяет  всё разнообразие методов на три  больших раздела А, Б и В.

    Раздел  А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся  различные варианты метода наблюдения.

    Метод наблюдения:

    -Метод непосредственного  наблюдения профессиональной деятельности;

    -Трудовой  метод – участие самого психолога  в конкретном виде труда.

    В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

    -Измерения  различных параметров процесса  труда;

    -Алгоритмический  способ описания трудовой деятельности;

    -Анализ продуктов  трудовой деятельности;

    -Анализ ошибочных  действий, несчастных случаев и  аварий;

    -Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

    Второй  блок раздела А содержит разновидности  метода опроса

    Метод опроса:

    -Беседа;

    -Устный опрос  (интервью);

    -Письменный  опрос (Анкета);

    -Биографические  и автобиографические данные (психологический анализ);

    -Метод обобщения независимых характеристик.

    Третий  блок методик раздела А – это  анализ различной производственной документации помогает в работе методикам  из I и II блока.

    Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

    Лабораторный  эксперимент:

    -Абстрактный;

    -Модель отдельных  элементов трудового процесса;

    -Модели профессиональной  деятельности в целом;

    -Реальная  трудовая деятельность в условиях  лаборатории;

    -Метод тестов.

    Производственный эксперимент

Информация о работе Трудовая деятельность человека