Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:31, реферат

Описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………………3 стр.
II. Мышление как сложная форма психической деятельности. …5 стр.
III. Что же такое творческое мышление? ............................................8 стр.
IV. Условия развития творческого мышления. ……………………10 стр.
V. Факторы, мешающие творческому развитию. ………………....13 стр.
VI. Заключение. ……………………………………………………….15 стр.
VII. Список литературы. ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Мышление2.docx

— 41.49 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

 

 

 

 

Реферат по психологии на тему             «Творческое мышление»

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

                     МИФ-МИБ-12

                     Мухина Жанна

 

 

 

 

 

2012 г 

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Введение. ………………………………………………………………3 стр.

II. Мышление как сложная форма психической деятельности. …5 стр.

III. Что же такое творческое мышление? ............................................8 стр.

IV. Условия развития творческого мышления. ……………………10 стр.

V. Факторы, мешающие творческому развитию. ………………....13 стр.

VI. Заключение. ……………………………………………………….15 стр.

VII. Список литературы. …………………………………………….16 стр.

 

Введение.

… выражение творческой мощи,

свободной творческой энергии  –

высшая функция человека.

                     Мэтью Арнолд

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас  действительности есть еще много  неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все  более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых  процессов, свойств и взаимоотношений  людей и вещей. Мышление потому и  необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно.

Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины  неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие небольшое, только для себя, а не для человечества). Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем  может произойти переход к  мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет  связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и  представлениями. Через ощущения и  восприятия мышление непосредственно  связано с внешним миром и  является его отражением. Мышление начинается там, где оказывается  уже недостаточным или даже бессмысленным  чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу, выходя далеко за их пределы.

Психологами было затрачено много  усилий и времени на выяснение  того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Но наука располагает  только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком задач, характеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в  начале жизни у человека проявляется  настоятельная потребность самовыражения  через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность  к такому мышлению не является необходимой  для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного  познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в  целом.

Попытки объяснить феномен творческого  мышления делались еще античными  философами и не прекращаются до сих  пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты  до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

В настоящей работе приводится обзор  различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные  особенности креативной личности, а  также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

 

II. Мышление как сложная форма психической деятельности.

Для материалистического объяснения процессов мышления, психологическая  наука должна была рассматривать  мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется  в общественной истории, протекает  сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка  с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений  и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер внутренних «умственных действий».

Процесс решения задач несомненно является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать ею часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других опер он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут  проявляться изолированно вне связи  друг с другом. На их основе возникают  более сложные операции, такие  как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее  умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого  мышления, возможность творческого  преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает  на различных уровнях, в различных  формах, что в совокупности позволяет  говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось  несколько подходов к проблеме классификации  видов мышления.

III. Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

  • Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались  и другие попытки дать определение  творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое  было предложено Дж.Гилфордом.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Творческое мышление – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Ф.Томпсон).

Пуанкаре Жюль Анри – выдающийся французский математик, известный  психологам по своему докладу “Математическое  творчество”, говорит: “Творить –  это означает не создавать бесполезных  комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь распознать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом.”

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает практически  каждый. В детстве, когда преобладает  образное мышление, эта способность  часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных  материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

Используя данные самонаблюдения известных  ученых (Г.Гельмгольца и А.Пуанкаре), Грахам Уоллес разграничил 4 “стадии творческого мышления”:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Он полагал, однако, что “в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные  проблемы… Даже в исследовании одной  и той же проблемы мозг может вынашивать бессознательно какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно  поглощенным подготовкой или  проверкой другого аспекта этой проблемы.”

Есть два конкурирующих между  собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление связано с открытием нового знания. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, человек, у которого творческое мышление доминирует, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Для эффективного решения задачи необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот. Поэтому у ребенка с самого детства нужно развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

Информация о работе Творческое мышление