Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:31, реферат
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно.
I. Введение. ………………………………………………………………3 стр.
II. Мышление как сложная форма психической деятельности. …5 стр.
III. Что же такое творческое мышление? ............................................8 стр.
IV. Условия развития творческого мышления. ……………………10 стр.
V. Факторы, мешающие творческому развитию. ………………....13 стр.
VI. Заключение. ……………………………………………………….15 стр.
VII. Список литературы. ………………………………
IV. Условия развития творческого мышления
Можно насчитать немало определений творческого мышления. Обычно их авторы выделяют такой ключевой признак творческого мышления, как способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. Это понимание сосредоточено на процессе, ходе мыслительной деятельности, в котором целенаправленно и целесообразно создаётся нечто новое.
Наряду с таким процессуальным
пониманием творческого мышления существует
и содержательно
Творческое мышление направлено на достижение творческого результата. Такое понимание напоминает нам о том, что конечным критерием творчества является результат. Мы называем творческой личность, которая устойчиво добивается творческих результатов; под такими результатами, говоря упрощённо, мы понимаем оригинальные и приемлемые результаты, отвечающие требованиям данной предметной области.
Итак, признак творческого мышления — результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера (принятие решения, построение и формулирование вывода, построение гипотезы и т.д.), так и внешнего (создание картины, подготовка плана проведения эксперимента, подготовка реферата, разработка творческой аналогии и т.д.).
Для развития творческого мышления учителю можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.
В последние годы группа учёных под руководством С. Парнсо предложила рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. Сегодня эти рекомендации общепризнаны в мировом научно-педагогическом сообществе.
— Давать ученикам возможность умственной разминки. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, например, дать "разогревающие" упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоя щей деятельности).
— Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но её очевидность кажущаяся. Вопреки распространённому мнению, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.
— "Дисциплинировать" воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после некоторого "инкубационного периода", "созревания идей" все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
— Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству или литературе. Однако она может решаться учителями и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.
— Расширение фонда знаний. Объём имеющихся сведений — это база, на которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомлённости, информированности не однозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.
— Помочь учащимся обнаружить смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.
Едва ли стоит специально пояснять,
что все перечисленные
V. Факторы, мешающие творческому мышлению.
Препятствием творческого
Подобное чувство может
Цензура – в особенности внутренняя цензура – второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешних. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать окружающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.
Третий барьер творческого мышления – это ригидность, часто приобретенная в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не только в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.
Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем ими не делиться и оставить при себе.
Заключение.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано.
В современной культуре творческое
мышление — общепризнанная ценность.
Его формирование и развитие —
одна из часто провозглашаемых задач
современной
Но возможно ли научить творческому мышлению? Это не риторический вопрос, и ответ на него не так прост, как это может показаться на первый взгляд. В мировой практике известны многочисленные педагогические поиски, направленные к тому, чтобы развивать именно мышление, творческие возможности обучаемых. Однако для научно достоверного ответа нужны не просто отзывы или впечатления участников такого рода программ, учеников или учителей, не только мнения сторонних наблюдателей, но и результаты обследований, выполненных по стандартизованным, воспроизводимым методикам. Сложность в том, что исследовательская, творческая деятельность с трудом поддаётся прямому и однозначному определению и соответственно замеру. Для научной фиксации необходимы конкретные параметры, поддающиеся если не количественной, то хотя бы содержательной (качественной) оценке.
Список литературы.
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. М.:АСТ,1988.
2. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
3. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
4. Пушкин В.Н. Эвристическая
5. Хрестоматия по общей
6. Интернет-ресурс http://ru.