Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:31, реферат

Описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………………3 стр.
II. Мышление как сложная форма психической деятельности. …5 стр.
III. Что же такое творческое мышление? ............................................8 стр.
IV. Условия развития творческого мышления. ……………………10 стр.
V. Факторы, мешающие творческому развитию. ………………....13 стр.
VI. Заключение. ……………………………………………………….15 стр.
VII. Список литературы. ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Мышление2.docx

— 41.49 Кб (Скачать документ)

IV. Условия развития творческого мышления

Можно насчитать немало определений  творческого мышления. Обычно их авторы выделяют такой ключевой признак  творческого мышления, как способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. Это понимание сосредоточено на процессе, ходе мыслительной деятельности, в котором целенаправленно и целесообразно создаётся нечто новое.

Наряду с таким процессуальным пониманием творческого мышления существует и содержательно ориентированное.

Творческое мышление направлено на достижение творческого результата. Такое понимание напоминает нам  о том, что конечным критерием  творчества является результат. Мы называем творческой личность, которая устойчиво  добивается творческих результатов; под  такими результатами, говоря упрощённо, мы понимаем оригинальные и приемлемые результаты, отвечающие требованиям  данной предметной области.

Итак, признак творческого мышления — результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера (принятие решения, построение и формулирование вывода, построение гипотезы и т.д.), так и внешнего (создание картины, подготовка плана проведения эксперимента, подготовка реферата, разработка творческой аналогии и т.д.).

Для развития творческого мышления учителю можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

В последние годы группа учёных под  руководством С. Парнсо предложила рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. Сегодня эти рекомендации общепризнаны в мировом научно-педагогическом сообществе.

  • Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими — соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку.
  • Уделять внимание работе подсознания. Даже если проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание незаметно для нас работает над ней. Некоторые идеи могут лишь на мгновение "показаться на поверхности"; важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
  • Воздерживаться от оценок. Благодаря этому правилу учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
  • Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются благодаря неочевидным сопоставлениям, сравнениям. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают "природной способностью" детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии. В средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не просто побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включении в решение творческой задачи.

— Давать ученикам возможность умственной разминки. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, например, дать "разогревающие" упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоя щей деятельности).

— Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но её очевидность кажущаяся. Вопреки распространённому мнению, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.

— "Дисциплинировать" воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после некоторого "инкубационного периода", "созревания идей" все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

— Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству или литературе. Однако она может решаться учителями и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.

— Расширение фонда знаний. Объём имеющихся сведений — это база, на которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомлённости, информированности не однозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.

— Помочь учащимся обнаружить смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Ещё одна их черта — личностная включённость учащихся в творчество, создать которую можно лишь при соответствующей включённости самого учителя.

V. Факторы, мешающие творческому мышлению.

Препятствием творческого мышления является конформизм – желание быть похожим на другого – основной барьер творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться слишком или не очень умным.

Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят  понимания у взрослых, и закрепиться  в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от сверстников.

Цензура – в особенности внутренняя цензура – второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешних. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать окружающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.

Третий барьер творческого мышления – это ригидность, часто приобретенная в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не только в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем ими не делиться и оставить при себе.

 

Заключение.

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано.

В современной культуре творческое мышление — общепризнанная ценность. Его формирование и развитие —  одна из часто провозглашаемых задач  современной общеобразовательной (а  тем более альтернативной, специальной  и, конечно же, высшей) школы в  разных странах мира.

Но возможно ли научить творческому  мышлению? Это не риторический вопрос, и ответ на него не так прост, как  это может показаться на первый взгляд. В мировой практике известны многочисленные педагогические поиски, направленные к тому, чтобы развивать именно мышление, творческие возможности обучаемых. Однако для научно достоверного ответа нужны не просто отзывы или впечатления участников такого рода программ, учеников или учителей, не только мнения сторонних наблюдателей, но и результаты обследований, выполненных по стандартизованным, воспроизводимым методикам. Сложность в том, что исследовательская, творческая деятельность с трудом поддаётся прямому и однозначному определению и соответственно замеру. Для научной фиксации необходимы конкретные параметры, поддающиеся если не количественной, то хотя бы содержательной (качественной) оценке.

 

Список литературы.

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. М.:АСТ,1988.

2. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

3. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.

4. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность  человека и проблемы современной  науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ  1981.

6. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление_(психология)

 


Информация о работе Творческое мышление