Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной работы: Изучить, как особенности воспитания влияют на развитие умственно отсталого ребенка.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать понятие и причины возникновения умственной отсталости у детей;
2. рассмотреть принципы работы с умственно отсталыми детьми;
Введение
1.Понятие умственной отсталости
2.Причины возникновения умственной отсталости
3. Формы умственной отсталости
4.Принципы работы с умственно отсталыми детьми
5. Умственное воспитание детей в игре
6. Роль родителей в воспитании глубоко отсталого ребенка.
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1.Понятие умственной
2.Причины возникновения умственной отсталости
3. Формы умственной отсталости
4.Принципы работы с умственно отсталыми детьми
5. Умственное воспитание детей в игре
6. Роль родителей в воспитании глубоко отсталого ребенка.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе. Воспитание является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта. Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с умственными недостатками.
Проблемой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии занимались многие выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Среди них можно назвать Р.М. Боскис, Т.А. Власову, Л.С. Выготского, И.И. Данюшевского, Р.Е. Левину, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Л.В.Занков. И другие представители школы Л.С.Выготского : А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,.
При нормальном умственном
развитии ребенка происходит, в основном
быстрое речевое развитие. Дети понимают
разговорную речь и сами активно
вступают в беседу, соответствующую
их возрастным особенностям, владеют
навыками активной речи, необходимой
для общения с окружающими, проявляют
интерес к сверстникам и
Объектом изучения является особенности воспитания умственно отсталого ребенка. Предметом изучения являются стилевые особенности воспитания умственно отсталого ребенка
Цель данной работы: Изучить, как особенности воспитания влияют на развитие умственно отсталого ребенка.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1.Понятие умственной отсталости.
Под умственной отсталостью
отечественные специалисты
Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
Термин «олигофрения»
был введен в 19в. психиатром Э.Крипивином. Олигофрения
– это форма умственного и психического
недоразвития, возникающая в результате
поражения головного мозга в пренотальный
(внутриутробный период), нотальный (при
родах) и постнатальный (после родов в
первые годы жизни).
1)Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997г. - 303с.
2)Основы специальной
психологии под ред. Л.В.
При олигофрении с выраженной
лобной недостаточностью нарушения
познавательной деятельности сочетаются
у ребенка с изменениями
гипнабельности. При генетически обусловленных олегофрениях характерны
3)Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997г. - 303с.
также поражения других органов
или систем (зрения, печени, кожи) и
часто особый фенотип. Например при
фенилпировироградной олигофрении характерна
мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении
обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий
порог судорожной активности и курчавость
волос, при болезни Марфана — глубоко
сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие
надбровные дуги и так далее.
4)Отто Шпек Люди с умственной отсталостью. - М.: Академия, 2003г. -427с. Программы специализированных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Г.Н.Воскресенского – М.: Просвящение,1986г.-363с.
принадлежностью родителей ребенка к тоталитарной секте, дефектами зрения и слуха родителей, пребыванием их в хроническом психозе.
2.Причины возникновения умственной отсталости.
Причины умственной отсталости
заключаются в неправильном формировании
или в поражении головного мозга на ранних
этапах его развития. Поэтому отличительной
чертой умственной отсталости от приобретенного
слабоумия является то, что умственная
отсталость представляет собой не снижение
функций психики вследствие психического
заболевания, а их первоначальное недоразвитие.
В случаях приобретенного слабоумия болезненное
расстройство психической деятельности
возникает у полноценного до этого человека,
причем во время обследования удается
выявить остатки прежних навыков и знаний.
У лиц с приобретенным слабоумием речь
более развита, уровень абстрактного мышления
более высок, имеется резкое несоответствие
между интересами и устремлениями больного
до развития слабоумия и после этого.
В основном относят, те
повреждающие факторы, которые действуют
внутриутробно (пренатальные факторы),
во время родов (перинатальные) и сразу
после родов (ранние постнатальные).(5)
5)Абрамова А. В., Кириллова Л. И. Речевые и сенсорные системы и их нарушения / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005. Горинов В. В., д.м.н., профессор
6) АзбукинД. И. Клиника олигофрений. М.: Учпедгиз, 1936.
7) Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Интеллектуальные нарушения. М.: Педагогическое общество России, 2004.
нарушить развитие мозга
и вызвать впоследствии умственную
отсталость. Рядом исследований установлено,
что среди лиц с простой
ее формой чаще встречаются резус-
Наследственность в настоящее время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).
По-прежнему идут споры о роли наследственности и органической патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную – в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями. Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения
8)Бадалян П. О. Невропатология. М., 2002.
свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии(9).
3.Формы умственной отсталости.
Глубина психического недоразвития
находится в зависимости от тяжести
поражения структуры и функций
мозга. Выделяют легкую (дебильность),
среднюю (имбецильность) и тяжелую (идиотия)
степени умственной отсталости(10).
9)Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественнонаучные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005
10)Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. Изд: МиМ, Респекс: 1999; с 224
их дифференцированы, но
тонкие человеческие чувства (сопереживание,
чувство такта) развиваются мало.
Дети отличаются упрямством, бывают негативистичны.
В то же время они повышенно внушаемы.