Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:37, реферат
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации, оптимальные системы и
процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от
конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины,
мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
Введение 3
1. Экономический подход 5
2. Органический подход 8
3. Гуманистический подход 15
Позитивная роль гуманистического подхода 18
Настоящее и будущее организационного поведения 20
Заключение 22
Список литературы 25
В результате автор
формулирует важнейший
«Наличие постоянной (инвариантной) задачи, осуществляемой с помощью меняющихся (вариативных) средств, позволяющих доводить процесс до постоянного (инвариантного) результата, является одной из основных особенностей работы каждой функциональной системы.»
Ключевые моменты органического подхода
Возникает вопрос о том, как же локализованы органы, отвечающие за деятельность функциональных систем. А.Р. Лурия отвечает:
«... высшие психические «функции» как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.»
Похоже, что, с одной стороны, говорится о локализации, т. е. местоположении, а с другой, — не так просто определить, где же находится само это место. Более того, «поражение каждой из этих зон (имеется в виду зон мозговой коры) может привести к распаду всей функциональной системы, и, таким образом, «симптом» (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации».
Таким образом, аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Если воспользоваться метафорой голограммы, в любой части которой содержится изображение в целом, то легко заметить, что различные части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга — не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы голографического структурирования организации:
• Храните целое организации в каждой ее части (в подразделении и вплоть до каждого работника).
• Создавайте множественные
связи между частями
• Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
• Создавайте условия
для самоорганизации каждого
работника и коллектива в целом.
Привлекательность
рассматриваемого подхода усиливалась
еще и тем, что стало очевидным,
что принятие управленческих решений
никогда не может быть полностью
рациональным, поскольку в реальности
работники управленческого
1) действуют на основе неполной информации;
2) способны исследовать
только ограниченный набор
3) неспособны
точно оценить результаты.
В конечном итоге органический подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
1) необходимо
делать акцент на окружающей
среде, в которой живет
2) организацию
надо понимать в терминах
3) между подсистемами
необходимо создавать
Таблица 3
Условия эффективности и особые затруднения в рамках органического подхода
Условия эффективности | Особые затруднения |
Подчинение
целей организации |
Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей | Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений | Предположение о «функциональном единстве», когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение
различных подсистем |
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учет естественных возможностей в процессе инновации | Опасность впасть в социальный дарвинизм |
Повышенное внимание к «экологии» внутри ¾ и межорганизационных взаимодействий | Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для органического подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
1. Признавая
ошибки, допускаемые при действии
в сложной среде, неизбежными,
необходимо поощрять у
2. Существенно
поощрять такие способы
3. Важно избегать
того, чтобы структура деятельности
непосредственно определяла
4. Необходимо
подбирать людей, создавать
Организационная культура
Развивающаяся
в последнее время
Организационная культура — целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.
При этом культура
рассматривается сквозь призму соответствующих
эталонов развития, отраженных в системе
знаний, идеологии, ценностях, законах
и повседневных ритуалах, внешних
по отношению к организации, социальных
общностей.
Влияние культурного
контекста на управление персоналом
сегодня представляется вполне очевидным.
Например, в Японии организация рассматривается
не как рабочее место, объединяющее
отдельных работников, а как коллектив.
Для такой организации
Согласно гуманистическому
подходу культура может рассматриваться
как процесс создания реальности,
которая позволяет людям видеть
и понимать события, действия, ситуации
определенным образом и придавать
смысл и значение своему собственному
поведению. Кажется, что вся жизнь
человека определяется писаными и особенно
неписаными правилами. Однако па самом
деле обычно правила являются лишь
средством, а основное действие разворачивается
лишь в момент выбора: какое из правил
применять в данном случае. Наше
понимание ситуации определяет то, какой
набор правил мы используем.
Часто наше понимание
организации основывается на тех
процессах, которые порождают системы
смыслов, разделяющие псе члены
организации. При этом можно задаться
следующими вопросами: каковы общие интерпретационные
схемы, которые делают возможным существование
данной организации? Откуда они появляются?
Как они создаются, передаются и сохраняются?
Каждый аспект
организации нагружен символическим
смыслом и помогает создавать
реальность. Особенно «объективны» организационные
структуры, правила, политика, цели, должностные
инструкции, стандартизированные процедуры
деятельности. Так, еженедельные или
ежегодные совещания, про которые
все знают, что это пустая трата
времени, могут быть поняты как ритуал,
служащий некоторым скрытым функциям.
Даже по виду пустого зала заседаний
(строгие ряды стульев, параллельно
лежащие папки, стаканы и т. п.
или дружелюбный хаос) можно многое
сказать об организационной культуре.
Гуманистический подход фокусируется
на собственно человеческой стороне
организации, о которой мало говорят
другие подходы.
С точки зрения
данного параметра важно, насколько
работники предприятия
Таблица 4
Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной культуры
Характеристика
Системы ценностей (степень их выраженности) |
Характеристика
нормативной системы предприятия | ||
Адаптивность | Консерватизм | Нормы один для всех | Много
норм
для различных групп |
Сильная | Сильный | Политический конфликт | Сильная и адаптированная организационная культура |
Умеренная | Умеренный | Организационная культура, пригодная для одной стратегии | Стратегический конфликт |
Слабая | Слабый | Организация на грани распада | Организация существует как набор автономных групп |
Сильная | Слабый | Организационный конфликт | Адаптивная организационная культура |
Слабая | Сильный | Сильная организационная культура | Конфликт «вакуума власти» |
Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем.
1. Культурологический
взгляд на организацию
2. Представление
об организации как культурном
феномене позволяет понять, каким
образом, через какие символы
и смыслы осуществляется
3. Гуманистический
подход позволяет также
4. В рамках
гуманистического подхода
Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему
Фред Лютанс, профессор менеджмента, почетный президент Американской академии управления.
* Человеческие
ресурсы становятся