Управление процессом адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:17, контрольная работа

Описание

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде.
Производственная адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Содержание

1. Сущность и содержание процесса адаптации
1.1. Раскрытие понятия термина «адаптация»
1.2. Цели и результаты процесса адаптации
1.3. Виды адаптации и факторы на неё влияющие
1.4. Социальная адаптация и идентификация с организацией

2. Роль службы персонала в адаптации вновь принятых работников
2.1. Этапы адаптации
2.2. Взаимодействие линейных менеджеров и менеджеров УП в процессе проведения адаптации работников
2.3. Наставничество

3. Программы адаптации для новичков
3.1. Вопросы, затрагиваемые общей программой адаптации
3.2. Вопросы, затрагиваемые специализированной программой адаптации
3.3. Испытательный срок
3.4. Программы обучения в процессе адаптации

Работа состоит из  1 файл

Адаптация на печать.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

       В работе по проведению адаптации новых  работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы.

       1. Общее представление об организации:  приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения.

       2. Оплата труда в организации.

       3. Дополнительные льготы, виды страхования, выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе.

       4. Охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила  противопожарной безопасности и  контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи.

       5. Отношения работников с профсоюзами;  сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права  и обязанности работника; выполнение  постановлений профсоюзов; дисциплина и взыскания.

       6. Служба быта: питание; комнаты  отдыха; другие службы быта.

3.2. Вопросы, затрагиваемые  специализированной  программой адаптации

       После реализации общей программы адаптации  проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы.

       1. Функции подразделения: цели и  приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями.

       2. Обязанности и ответственность;  детальное описание текущей работы  и ожидаемых результатов; разъяснение,  почему эта конкретная работа  важна, как она соотносится  с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы.

       3. Правила-предписания: правила, характерные  только для данного вида работы  или данного подразделения; правила  техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время.

       4. Осмотр подразделения: местоположение  кнопки пожарной тревоги, входы  и выходы; места для курения;  места оказания первой помощи.

       5. Представление сотрудникам подразделения.

       Данную  программу можно использовать как  для первичной, так и для вторичной  адаптации. Так как адаптация  молодых работников, которые еще  не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, но им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

3.3. Испытательный срок

 

       По  закону испытательный срок предусмотрен для того, чтобы работодатель мог  убедиться в профессионализме сотрудника. Вместо этого работодатели в течение этого периода присматриваются к личным качествам новичка. Согласно ст. 70 ТК РФ испытательный срок не может превышать трех месяцев. Для топ-менеджмента (руководителей компании и ее самостоятельных подразделений и филиалов, их замов, а также главных бухгалтеров) сделано исключение. Испытательный срок в отношении их не может превышать шести месяцев. Уволить сотрудника по завершении испытательного срока по закону достаточно сложно. Для этого нужно либо предупредить за два месяца, выплатив выходное пособие, либо уличить в серьезных нарушениях трудовой дисциплины.

3.4. Программы обучения  в процессе адаптации

       Профессиональная  подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятые в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Основной смысл начального обучения - знакомство новичков с компанией, принципами взаимоотношений сотрудников, традициями, обычаями, ритуалами, т.е. в моральной подготовке к работе.

       Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных  фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы - от программ, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии. Программы подразделяются на общие и специализированные. Как правило, вопросы общей программы касаются информации о предприятии в целом. Вот некоторые вопросы, затрагиваемые этой программой: 1) общее представление о компании, приветственная речь, цели, приоритеты, традиции, нормы, продукция, виды деятельности, данные о руководстве, внутренние отношения; 2) ключевая политика; 3) оплата труда; 4) дополнительные льготы; 5) охрана труда и техника безопасности; 6) работник и его отношения с профсоюзом; 7) служба быта; 8) экономические факторы: прибыль, стоимость рабочей силы, стоимость оборудования, ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

       Специализированная  программа затрагивает проблемы, касающиеся конкретного подразделения  или отдела фирмы. Например, следующие: функции подразделения; обязанности  и ответственность; требуемая отчетность; правила и предписания; осмотр подразделения, представление сотрудников.

Информация о работе Управление процессом адаптации