Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление приемов и методов, способствующих установлению дисциплинарных норм и правил в детском коллективе. К задачами относятся: 1) теоретический анализ проблемы; 2) экспериментальное исследование и проверка эффективности жетонной системы; 3) выявление эффективности жетонной системы.

Содержание

Введение ………...…….....…………………………………………………………. 3
Глава 1 - Воспитание ……………................................................................….5
1.1 Возникновение воспитания.……………………………….............................5
1.2 Искусство воспитания ……………………………………...............................7
1.3 Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов ………………………………………………………..................................................9
Глава 2 - Воспитание и развитие ребенка: особенности проблемы, пути их решения, методы воспитания детей............................................21
2.1 Развитие ребенка в дошкольный период...………………………………...21
2.2. Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста..............23
2.3. Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста …………………............25
Глава III – Эмпирическое изучение……………………………………….......34
Программа и результаты исследования...........................………………...….34
Выводы и заключения .……………………………………………………......…..37
Литературные источники …………………………………………………….......

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 1.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Жетонные системы нацелены на изменение нежелательного поведения человека, они представляют собой определенную форму внешней мотивации индивида. В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение человек получает «жетоны», которые по определенной  системе обмениваются на привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения человек штрафуется. У него отбираются «жетоны» в строгом соответствии с тяжестью проступка.

С середины 60-х годов  в США «жетонные» программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использования данных  программ. К этим условиям относятся следующие: 
- четкое предъявление ребенку социального образца поведения; 
- обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения;

- обучение учителей  и воспитателей целенаправленному  наблюдению и оценке поведения  ребенка с целью анализа его  поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка; 
- развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия; 
- четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения. 
Особенно эффективным данная  программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 Эмпирическое изучение

 

Программа и  результаты исследования:

Данное исследование носило экспериментальный характер и включало в себя следующие цели и задачи:

- изучение особенностей  поведения детей, знание и соблюдение  ими правил общественного и  индивидуального  порядка, знание  ими правил личной гигиены.

- проверка эффективности  жетонной системы.

- выявление наиболее  эффективных методов и приемов,  способствующих формированию навыков  общественного и индивидуального  порядка и культуры поведения.

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения  необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы. В частности были использованы следующие методы и приемы:

  • Наблюдение. В данном случае использовалось открытое включенное наблюдение: дети знали, что за ними наблюдают и оценивают, исследователь был непосредственным участником группового взаимодействия.
  • Беседа. С детьми и их родителями был проведен круглый стол, на котором решались вопросы, касающиеся правил поведения и социальных норм. Также были проведены беседы с воспитателями детского сада и учителями школы.
  • Эксперимент. Основным методом исследования в нашей работе стал эксперимент, целью которого было доказать или опровергнуть гипотезу об эффективности метода жетонной системы.

 

Экспериментальная  группа, она же выборка, была немногочисленной. Исследование проводилось с подгруппой детей - сибсами:  
1. Виктором В. в возрасте 7,5 лет. 
2. Тимуром В. в возрасте 3,5 года.

 

Эксперимент проводился  в 4 этапа, и имел следующие показатели и результаты. 

Первый  этап исследования был представлен констатирующим экспериментом, целью которого было изучить особенности поведения детей, знание и соблюдение ими правил общественного и индивидуального  порядка, знание ими правил личной гигиены.  Помимо вышеперечисленного, одной из задач этапа было выявление необходимого количества напоминаний для выполнения этих правил.  В течение 1 недели, ежедневно, кроме субботы и воскресения, экспериментатор наблюдал за детьми: дома, во дворе и общественных местах – далее полученные данные заносились в специальный оценочный бланк. (См. приложение 1)

В результате исследования удалось  выяснить следующее:

1) Дети самостоятельно  не соблюдают правила поведения,  гигиены и порядка.

2 ) Для соблюдения детьми  правил поведения, гигиены и  порядка требуется 3 и  более  напоминаний. 

3) Некоторые правила не выполняются.

 

Второй этап был представлен круглым столом, в котором приняли участие дети, родители и домашний воспитатель, он же экспериментатор. Ребятам были заданы различные вопросы на тему гигиены, поведения и порядка, оговаривались желательные формы поведения. На круглом столе была введена бальная система поощрения, за нарушения правил вводились специальные санкции. В дальнейшем, дети имели право менять полученные баллы на бонусы: подарки и мероприятия (Приложение 2).

 

На третьем этапе ребята, в течении 2-х недель, собирали, копили и обменивали свои баллы на бонусы. Помимо этого, в квартире были развешаны напоминания - картинки с иллюстрациями правил и норм. Картинки  наклеивались на стенах в детской, кухне, ванной комнате и прихожей. Приходя домой, дети всегда видели, то, что от них ожидали взрослые.

Поведение детей также  оценивалось в школе и детском  саду. Воспитатели и педагоги (по предварительной договоренности с  ними) оценивали поведение детей  и фиксировали это в специальных  тетрадях, кроме того, они имели возможность оставлять там свои примечания и сообщения для родителей. Школьные оценки также имели балловую стоимость, что являлось дополнительным стимулом для выполнения детьми оговоренных правил и норм.

 

Четвертый этап был завершающим, в рамках нашего эксперимента. По истечении 2 недельной работы, поведение детей было оценено и проанализировано вновь.   

Выводы и результаты повторного наблюдения были следующие:

1) В большинстве случаев  дети стали самостоятельно соблюдать  правила поведения, гигиены и порядка, однако, исключениями из правил были лишь моменты повышенной эмоциональной возбудимости и усталости детей.

2) Для соблюдения детьми  правил поведения, гигиены и  порядка (в исключительных случаях)  требовалось не более 1 напоминания. 

 

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о  высокой эффективности метода жетонной экономии, а также и о верности предложенной нами  гипотезы: На установление дисциплинарных норм и правил влияют: ознакомление и изучение детьми норм и правил общественной жизни, а так же подкрепление позитивных и пресекание негативных и агрессивных форм поведения.

 

 

Выводы и  заключения

Курсовая работа состоит  из двух частей: теоретической и  практической. В теоретической части  нами был проведен анализ литературы, касающейся вопросов нравственного  и культурного воспитания детей, а также особенностей их развития в различных возрастах. Был раскрыт вопрос о роли педагогических методов и приемов, способствующих установлению правил и норм в детском коллективе, а также способствующих формированию у детей навыков культурного поведения, как дома, так и в общественных местах.

Практическая часть  была представлена экспериментом, целью  которого была проверка эффективности  метода жетонной экономии, а также  проверка методов и приемов, способствующих формированию у детей навыков нравственного и культурного поведения. Эксперимент проводился в четыре этапа. На первом этапе был проведен замер индивидуальных особенностей и различий детского поведения, на втором был проведен цикл бесед с детьми, педагогами и родителями. Удалось составить и реализовать план развития навыков общественного и индивидуального порядка, выявить методы способствующие формированию навыков личной гигиены, а также бережного отношения к людям, вещам и природе. Завершающий этап подтвердил нашу гипотезу и сформировал четкое представление о разумности и уместности применения  методов подкрепления позитивных и пресекания негативных форм поведения.

Результаты  данного исследования могут быть использованы в последующих работах социальных психологов и педагогов. Проблема воспитания остается актуальной и по сей день, а данная тема требует дальнейшего изучения и новых исследований.

 

 

 

 

 

Литературные  источники

 

  1. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.
  2. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.
  3. «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.
  4. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.
  5. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.
  6. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» Д/в №10-80 г.
  7. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.
  8. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.
  9. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
  10. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.
  11. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
  12. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.
  13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.
  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
  16. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

                                

 

 

 

                                                 

 

 

    Приложение 1

Бланк №1 (с  примером)

___________________________

дата

 

Порядок

 

 

 

 

Ребенок

Смена верхней одежды и обуви

в специально отведенном месте.

Смена уличной одежды на домашнюю и раскладывание одежды по местам.

Уборка комнаты и  рабочего места перед началом  учебной деятельности.

Употребление пищи за столом.

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

Виктор

                                       

Тимур

                                       

 

 

Гигиена

 

 

 

 

Ребенок

Мытье рук после улицы.

Мытье рук перед едой.

Мытье рук после употребления пищи.

Уход за котом.

Высыпание корма в  миску

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

Количество

напоминаний

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

сам

1

2

3

нет

Виктор

                                       

Тимур

                                       

 

 

Поведение

 

 

 

 

Ребенок

Агрессивное поведение.

Физическое воздействие.

Агрессивное поведение.

Вербальное воздействие.

Количество

возникновений

Количество

напоминаний

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Виктор

                   

Тимур

                   

 

Дополнения:

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Приложение 2

Круглый стол:

- Ребятам задаются  вопросы.

- Оговариваются желательные  формы поведения.

- Вводятся санкции  за нарушение правил. *

- Вводятся поощрения  за их выполнение.*

 

* Вводится бальная  система оценок – определенно  собранное количество баллов  приравнивается к определенному поощрению.

Баллы могут как суммироваться, так и вычитаться.

Например, за плохое поведения  в школе и детском саду, после  жалобы учителя или воспитателя, баллы могут быть вычтены. 

 

Актуальные  вопросы поведения и принятые решения:

 

Вопрос 1: Какого поведения точно не должно быть дома и в школе?

Решение: Нельзя драться и обзываться.

Санкции за невыполнение:

- Рассаживания в комнатах  по одному на определенный  период: 10-20 мин.

- Становление в угол: 10-15 мин

 

Вопрос 2: Что необходимо делать в первую очередь, возвращаясь с прогулки (садика, школы) домой?

Решение:

- Снять верхнюю  одежду и обувь, разложить по  местам.

- Вымыть руки  с мылом и насухо вытереть  их полотенцем.

- Переодеть  уличную одежду на домашнюю  и разложить уличную по полками шкафам.

Поощрения:

Выполнение каждого  правила приравнивается к 2.5 баллам.

 

Вопрос 3: Что необходимо сделать прежде, чем начать заниматься уроками, рисованием, лепкой и т.п. в комнате и за рабочим столом?

Решение:

Информация о работе Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе