Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа
Целью данной работы является: выявление приемов и методов, способствующих установлению дисциплинарных норм и правил в детском коллективе. К задачами относятся: 1) теоретический анализ проблемы; 2) экспериментальное исследование и проверка эффективности жетонной системы; 3) выявление эффективности жетонной системы.
Введение ………...…….....…………………………………………………………. 3
Глава 1 - Воспитание ……………................................................................….5
1.1 Возникновение воспитания.……………………………….............................5
1.2 Искусство воспитания ……………………………………...............................7
1.3 Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов ………………………………………………………..................................................9
Глава 2 - Воспитание и развитие ребенка: особенности проблемы, пути их решения, методы воспитания детей............................................21
2.1 Развитие ребенка в дошкольный период...………………………………...21
2.2. Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста..............23
2.3. Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста …………………............25
Глава III – Эмпирическое изучение……………………………………….......34
Программа и результаты исследования...........................………………...….34
Выводы и заключения .……………………………………………………......…..37
Литературные источники …………………………………………………….......
Жетонные системы нацелены на изменение нежелательного поведения человека, они представляют собой определенную форму внешней мотивации индивида. В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение человек получает «жетоны», которые по определенной системе обмениваются на привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения человек штрафуется. У него отбираются «жетоны» в строгом соответствии с тяжестью проступка.
С середины 60-х годов
в США «жетонные» программы активно использовались для
коррекции поведения в детском возрасте
и оказались достаточно эффективными.
При этом выявился ряд условий, необходимых
для использования данных программ. К
этим условиям относятся следующие:
- четкое предъявление ребенку социального
образца поведения;
- обоснованный выбор такого образца с
помощью взрослого как альтернативного
асоциальному образу поведения;
- обучение учителей
и воспитателей
- развернутое инструктирование детей
о том, как следует выполнять те или иные
действия;
- четкий контроль за следованием ребенком
выбранному образцу и положительное и
отрицательное подкрепление форм поведения.
Особенно эффективным данная программа
оказалась в целях коррекции поведения
малолетних несовершеннолетних преступников.
Глава 3
Эмпирическое изучение
Программа и результаты исследования:
Данное исследование носило экспериментальный характер и включало в себя следующие цели и задачи:
- изучение особенностей
поведения детей, знание и
- проверка эффективности жетонной системы.
- выявление наиболее
эффективных методов и приемов,
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы. В частности были использованы следующие методы и приемы:
Экспериментальная группа,
она же выборка, была немногочисленной. Исследование проводилось с подгруппой
детей - сибсами:
1. Виктором В. в возрасте 7,5
лет.
2. Тимуром В. в возрасте 3,5 года.
Эксперимент проводился в 4 этапа, и имел следующие показатели и результаты.
Первый этап исследования был представлен констатирующим экспериментом, целью которого было изучить особенности поведения детей, знание и соблюдение ими правил общественного и индивидуального порядка, знание ими правил личной гигиены. Помимо вышеперечисленного, одной из задач этапа было выявление необходимого количества напоминаний для выполнения этих правил. В течение 1 недели, ежедневно, кроме субботы и воскресения, экспериментатор наблюдал за детьми: дома, во дворе и общественных местах – далее полученные данные заносились в специальный оценочный бланк. (См. приложение 1)
В результате исследования удалось выяснить следующее:
1) Дети самостоятельно
не соблюдают правила
2 ) Для соблюдения детьми правил поведения, гигиены и порядка требуется 3 и более напоминаний.
3) Некоторые правила не выполняются.
Второй этап был представлен круглым столом, в котором приняли участие дети, родители и домашний воспитатель, он же экспериментатор. Ребятам были заданы различные вопросы на тему гигиены, поведения и порядка, оговаривались желательные формы поведения. На круглом столе была введена бальная система поощрения, за нарушения правил вводились специальные санкции. В дальнейшем, дети имели право менять полученные баллы на бонусы: подарки и мероприятия (Приложение 2).
На третьем этапе ребята, в течении 2-х недель, собирали, копили и обменивали свои баллы на бонусы. Помимо этого, в квартире были развешаны напоминания - картинки с иллюстрациями правил и норм. Картинки наклеивались на стенах в детской, кухне, ванной комнате и прихожей. Приходя домой, дети всегда видели, то, что от них ожидали взрослые.
Поведение детей также
оценивалось в школе и детском
саду. Воспитатели и педагоги (по
предварительной договоренности с
ними) оценивали поведение детей
и фиксировали это в
Четвертый этап был завершающим, в рамках нашего эксперимента. По истечении 2 недельной работы, поведение детей было оценено и проанализировано вновь.
Выводы и результаты повторного наблюдения были следующие:
1) В большинстве случаев
дети стали самостоятельно
2) Для соблюдения детьми
правил поведения, гигиены и
порядка (в исключительных
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о высокой эффективности метода жетонной экономии, а также и о верности предложенной нами гипотезы: На установление дисциплинарных норм и правил влияют: ознакомление и изучение детьми норм и правил общественной жизни, а так же подкрепление позитивных и пресекание негативных и агрессивных форм поведения.
Выводы и заключения
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части нами был проведен анализ литературы, касающейся вопросов нравственного и культурного воспитания детей, а также особенностей их развития в различных возрастах. Был раскрыт вопрос о роли педагогических методов и приемов, способствующих установлению правил и норм в детском коллективе, а также способствующих формированию у детей навыков культурного поведения, как дома, так и в общественных местах.
Практическая часть была представлена экспериментом, целью которого была проверка эффективности метода жетонной экономии, а также проверка методов и приемов, способствующих формированию у детей навыков нравственного и культурного поведения. Эксперимент проводился в четыре этапа. На первом этапе был проведен замер индивидуальных особенностей и различий детского поведения, на втором был проведен цикл бесед с детьми, педагогами и родителями. Удалось составить и реализовать план развития навыков общественного и индивидуального порядка, выявить методы способствующие формированию навыков личной гигиены, а также бережного отношения к людям, вещам и природе. Завершающий этап подтвердил нашу гипотезу и сформировал четкое представление о разумности и уместности применения методов подкрепления позитивных и пресекания негативных форм поведения.
Результаты данного исследования могут быть использованы в последующих работах социальных психологов и педагогов. Проблема воспитания остается актуальной и по сей день, а данная тема требует дальнейшего изучения и новых исследований.
Литературные источники
Приложение 1
Бланк №1 (с примером)
___________________________
дата
Порядок
Ребенок |
Смена верхней одежды и обуви в специально отведенном месте. |
Смена уличной одежды на домашнюю и раскладывание одежды по местам. |
Уборка комнаты и рабочего места перед началом учебной деятельности. |
Употребление пищи за столом. | ||||||||||||||||
Количество напоминаний |
Количество напоминаний |
Количество напоминаний |
Количество напоминаний | |||||||||||||||||
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет | |
Виктор |
||||||||||||||||||||
Тимур |
Гигиена
Ребенок |
Мытье рук после улицы. |
Мытье рук перед едой. |
Мытье рук после употребления пищи. |
Уход за котом. Высыпание корма в миску | ||||||||||||||||
Количество напоминаний |
Количество напоминаний |
Количество напоминаний |
Количество напоминаний | |||||||||||||||||
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет |
сам |
1 |
2 |
3 |
нет | |
Виктор |
||||||||||||||||||||
Тимур |
Поведение
Ребенок |
Агрессивное поведение. Физическое воздействие. |
Агрессивное поведение. Вербальное воздействие. | ||||||||
Количество возникновений |
Количество напоминаний | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Виктор |
||||||||||
Тимур |
Дополнения:
______________________________
Приложение 2
Круглый стол:
- Ребятам задаются вопросы.
- Оговариваются желательные формы поведения.
- Вводятся санкции за нарушение правил. *
- Вводятся поощрения за их выполнение.*
* Вводится бальная система оценок – определенно собранное количество баллов приравнивается к определенному поощрению.
Баллы могут как суммироваться, так и вычитаться.
Например, за плохое поведения в школе и детском саду, после жалобы учителя или воспитателя, баллы могут быть вычтены.
Актуальные вопросы поведения и принятые решения:
Вопрос 1: Какого поведения точно не должно быть дома и в школе?
Решение: Нельзя драться и обзываться.
Санкции за невыполнение:
- Рассаживания в комнатах по одному на определенный период: 10-20 мин.
- Становление в угол: 10-15 мин
Вопрос 2: Что необходимо делать в первую очередь, возвращаясь с прогулки (садика, школы) домой?
Решение:
- Снять верхнюю одежду и обувь, разложить по местам.
- Вымыть руки с мылом и насухо вытереть их полотенцем.
- Переодеть уличную одежду на домашнюю и разложить уличную по полками шкафам.
Поощрения:
Выполнение каждого правила приравнивается к 2.5 баллам.
Вопрос 3: Что необходимо сделать прежде, чем начать заниматься уроками, рисованием, лепкой и т.п. в комнате и за рабочим столом?
Решение:
Информация о работе Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе