Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:30, реферат
Вальдорфские школы — это система образования, основанная на ува-жении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребен-ка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрос-лой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе за-кладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базиро-ваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, ини-циативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
Введение…………………………………………………………………3
Рудольф Штайнер – основатель
вальдорфской педагогики……………………………………………5
Возникновение вальдорфской педагогики………………………..6
Дальнейшее образование выпускников вальдорфских
школ……………………………………………………………………9
Вальдорфские школы в России……………………………………10
Заключение……………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………..14
Содержание
Введение……………………………………………
Рудольф Штайнер – основатель
вальдорфской педагогики……………………………………………5
Возникновение вальдорфской педагогики………………………..6
Дальнейшее образование выпускников вальдорфских
школ……………………………………………………………………
Вальдорфские школы в России……………………………………10
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Введение
Вальдорфские
школы — это система
Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.
В
нашем мире, где разрушаются традиционные
культуры, исчезают общины и подвергаются
сомнению религиозные ценности, молодые
люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы
развить в себе такие качества как доверие,
сочувствие, способность к моральной оценке
действительности, различению добра и
зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество
с родителями, сознательно культивируют
эти ценности. Весь процесс обучения направлен
на то, чтобы ребенок «знал и любил этот
мир» и его всех обитателей. В этом смысле
завещанный Штайнером подход к образованию
является подходом по истине экологическим.
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики
Рудольф
Штайнер (1861—1925), без сомнения, является
одним из интереснейших и удивительнейших
духовных явлений нашего столетия: он
редактор и издатель естественнонаучных
трудов Гете, все значение которых было
им впервые открыто и сделано плодотворным
для культуры. Автор значительных трудов
в области философии и теории науки, как
основатель антропософии он сделал попытку
создать методы исследования духовной
стороны мира и человека. Им были даны
значительные импульсы в архитектуре,
театральном искусстве, создано новое
искусство движения эвритмия. Основанный
им метод ведения сельского хозяйства
является пионером экологического сельского
хозяйства, а идеи в области социальной
жизни положены в основу деятельности
многих учреждений, консультационных
фирм и банков. Наконец, нельзя не упомянуть
о вдохновленной им лечебной педагогике
и медицине. Однако наибольшую известность
его имя получило в связи с широким распространением
педагогических учреждений, прежде всего
детских садов и школ, работающих на основе
созданной им педагогики. Учение и обучение
являются, пожалуй, основным мотивом всей
его жизни.
Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе и почему она актуальна для России XXI века?
Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин, разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.
Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»
Итак,
в широких слоях общества осознавалась
потребность в социально-
Первая
вальдорфская школа была открыта
для детей рабочих фирмы
Ясно,
что такая модель общеобразовательной
школы, не искусственно, но целостно соединяющей
в себе гуманитарную и естественнонаучную
линии (народную школу, гимназию и реальную
школу), развитие индивидуальности и социализацию
с учетом формирования человека в целом,
нуждается в серьезном педагогическом
обосновании. В этом «целом» образование
в сегодняшнем понимании этого слова является
лишь одной составляющей, и, быть может,
не самой главной. Расширение понятия
образования это ценнейший вклад, которым
может внести вальдорфская педагогика
в развитие отечественной школьной системы.
Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ.
Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет. Да, в ребенке сохраняется непосредственность, «детскость», да он будет «учиться без страха». Но что касается уровня знаний... Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку «хорошо». Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с детсада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...
Однако опыт вальдорфских школ показывает и в этом опять-таки ее актуальность для нашего времени, что это не более чем наше предубеждение. Так, согласно статистическим данным, количество абитуриентов, успешно сдавших гос экзамен на поступление в университет, в вальдорфских школах составляло в процентном отношении к общему числу выпускников в 92, 93, 94 годах соответственно 48,5%, 49,1%, 47,5%..
В
наших российских условиях вальдорфские
школы существуют менее десяти лет,
и старшее звено еще только формируется.
Однако в московской школе несколько учеников
для пробы сил сдавали в этом году экзамены
в другие престижные школы и поступили
все. Двое перешли в эти школы. Остальные
остались в своей.
Вальдорфские школы в России.
Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа «Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина не единственный православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви.
В
настоящее время вальдорфские школы,
детские сады и педагогические инициативы
существуют во многих городах нашей страны.
В Москве известны по крайней мере четыре
школы, одна из которых большая, хорошо
оборудованная школа со стабильным финансовым
положением. Московский Департамент выделил
для осуществления опытного совместного
проекта старое, требующее ремонта здание,
которое было отремонтировано на средства
из добровольных пожертвований, полученных
из Германии. Другие школы маленькие,
как правило, без собственных помещений.
Родители вынуждены платить большие деньги
на содержание школы, что, конечно, существенно
препятствует росту и нормальному развитию
школ. Школы работают в режиме постоянного
острого финансового дефицита. Кроме этого,
есть несколько (около пяти) детских садов.
Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские
сады существуют в Санкт-Петербурге, Ярославле,
Владимире, Воронеже, Рязани, Казани, Самаре,
Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске,
Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы
находятся на самых разных стадиях развития.
Не так давно ряд вальдорфских школ объединились
в Ассоциацию вальдорфских школ России,
цель которой способствовать повышению
квалификации учителей, разрабатывать
и согласовывать учебные планы и представлять
движение перед общественностью. Так что
можно сказать, что вальдорфская педагогика
у нас в стране является пусть скромным,
но все же заметным инновационным движением.
Заключение
Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.