Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа
Для эффективного обмена информацией необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью понять значение, что вы вкладывается в слова.
Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.
Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения и барьеров коммуникации.
1. Введение
2. Вербальные средства общения
3. Виды барьеров коммуникации
3.1. Примеры коммуникативных барьеров
4. Заключение
5. Список литературы
Содержание:
1. Введение
2. Вербальные средства общения
3. Виды барьеров коммуникации
3.1. Примеры коммуникативных барьеров
4. Заключение
5. Список литературы
1. Введение
Человек получает информацию по всем каналам, которые у него имеются. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.
Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый.
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Вербальная коммуникация воздействует на человека на многих уровнях, а не только с помощью содержания. Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Слова могут иметь разные значения для разных людей. То, что человек намерен сообщить, необязательно будет интерпретировано таким же способом другим человеком. Зачастую, те же слова выражают разные значения.
Значение слова
Для эффективного обмена информацией необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью понять значение, что вы вкладывается в слова.
Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.
Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения и барьеров коммуникации.
2. Вербальные средства общения.
Основным средством
Рассмотрим виды вербального общения:
1. Слушание
Слушание (аудирование) –
рецептивный вид речевой
Ни один из перечисленных видов поведения при слушании не является эффективным, поэтому психологи уже давно задумались над вопросом о том, как повысить качество слушания. В результате была разработана техника, так называемого, активного слушания, которая основана на двух базовых положениях.
Положение первое: слушатель принимает на себя обязательство помочь говорящему более полно выразить свои мысли и чувства. Таким образом, слушатель становится активным участником коммуникации.
Положение второе: слушатель стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока говорящий полностью не выразит свои мысли и чувства.
2. Устная речь.
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую.
Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из «реплики – стимула к реплики – реакции», тесно связанных по содержанию друг с другом. Существует несколько видов диалога: информативный, манипулятивный, полемический и фатический. Иногда выделяют полилог – это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.
3. Чтение.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы. Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Чтение художественной литературы преследует другую цель – эстетическое наслаждение, развлечение, отдых, но при этом есть познание. Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление. На первом этапе, этапе зрительного восприятия, наиболее важную роль играют три определения: фиксация взгляда, движение глаз и поле зрения.
4. Письменная речь.
Письменная речь – это самостоятельная целенаправленная речевая структура, которая обеспечивает общение с помощью письменного текста. Письменный текст в данном случае выступает представителем автора как участника речевой коммуникации. Письменная речь является самой многословной, точной и развернутой формой речи. В письменной речи передается словами то, что в устной с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует ранее ясная ситуация и возможность выразительной интонации, мимики и жеста, каких-либо сокращений. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель вербализации – поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить к себе людей, побудить их к большей душевной щедрости. Особое место в вербальном общении занимает выявление и поощрение человеком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и красиво, обладает притягательной силой и создает условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы как в коллективе, так и просто с окружающими людьми.
Речь – основной, присущий
только человеку способ коммуникации.
Специалистами по общению подсчитано,
что современный деловой
3. Виды барьеров коммуникации.
Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Данная ситуация наглядно демонстрирует наличие барьеров или помех коммуникации.
Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.
Учесть всю совокупность помех, шумов, мешающих осуществлению коммуникации практически невозможно – они слишком разнообразны. В каждом виде деятельности – в политике, экономике, культуре и так далее – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Рассмотрим виды коммуникативных барьеров.
1. Информационные барьеры:
2. Замещающе – искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение.
3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации.
4. Барьеры непонимания:
5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой.
6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике).
7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
8. Сенсорные барьеры:
9. Социальные барьеры:
10. Организационные барьеры: