Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа
Для эффективного обмена информацией необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью понять значение, что вы вкладывается в слова.
Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.
Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения и барьеров коммуникации.
1. Введение
2. Вербальные средства общения
3. Виды барьеров коммуникации
3.1. Примеры коммуникативных барьеров
4. Заключение
5. Список литературы
Существуют также
1. Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.
2. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
3. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком, надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других людей.
4. Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Надо попытаться спокойно, без эмоций, проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.
5. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
6. Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.
Из всего этого следует, что под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и каждый требует своего определённого разрешения.
3.1. Примеры коммуникативных барьеров.
Рассмотрим некоторые виды барьеров более подробно.
Стилистический барьер непонимания возникает тогда, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.
Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, если оно будет высказано в неподходящее время, в несоответствующей ситуации или в панибратской манере. Дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.
С определенными оговорками
можно признать, что стиль —
это отношение формы сообщения
к его содержанию. Поэтому главное
при преодолении
Выбирая стиль разговора, интонацию, формулировку, учитывайте контекст ситуации: с кем и по какому поводу вы общаетесь – обсуждаете с подругами планы на выходные или выясняете интересующие вас вопросы у сотрудника, допустим, какого-либо банка.
Или, например, с детьми: не сюсюкайте с ними, разговаривайте на равных, но не перебарщивайте – после страшной сказки, рассказанной им на ночь с натуралистическими подробностями, они могут всю ночь не сомкнуть глаз от страха.
И уж если вы кому-то в чем-то отказываете, делай это твердо и уверенно, иначе еле слышно промямленное «нет» будет воспринято как кокетство, а не как отрицательный ответ.
Информационно-дефицитный барьер. Рассказывая что-то конкретное, мы периодически делаем «лирические отступления», которые приходят на ум в контексте обсуждаемой темы. Можно, конечно, оставить лирику на десерт, но в таких ситуациях внутренним аргументом является «потом забуду». Правда, порой оказывается, что маленькое отступление совсем и не маленькое, а это чревато забыванием, что суть разговора совсем в другом. В итоге важная мысль так и не досказывается, обрывается на полуслове. Как результат – недосказанное додумывают за вас.
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.
Барьеры всегда вызывают недоверие. Это исключительно психологический феномен, проявляющийся в том, что в ходе общения возникает чувство необъяснимой или обоснованной неприязни, недоверия к собеседнику. Эти неприятные эмоции распространяются и на информацию, получаемую от этого человека: она воспринимается как сомнительная, не заслуживающая доверия.
4. Заключение.
Итак, вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации.
Вербальное общение присуще
только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает усвоения языка.
По своим коммуникативным
Вербальная сторона общения позволяет нам определить социальный статус собеседника и уровень его интеллекта. Наша речь способна оказывать влияние на других людей и способствует карьерному росту. Бывает так, что на вас производит впечатление внешность и манера поведения человека, но как только он начинает говорить, все положительные впечатления мгновенно рушатся. Помните, что на месте этого человека в любой момент можете оказаться вы. Поэтому, если хотите чтобы вас понимали и принимали – говорите грамотно.
5. Список литературы: