Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить структурно-функциональную организацию вестибулярного и двигательного анализаторов человека.
Задачи исследования состоят в том чтобы:
1.Рассмотреть структурно-функциональную организацию вестибулярного анализатора
А. Характеристика отделов вестибулярного анализатора.
Б. Функциональные связи вестибулярного аппарата.
В. Общие принципы функционирования.
1. Введение………………………………………………………………3 - 4
2. Глава. Проблема структурно-функциональной организации вестибулярного и двигательного анализаторов человека
1.1.Структурно-функциональная организация вестибулярного анализатора
А. Характеристика отделов вестибулярного анализатора………….5 - 8
Б. Функциональные связи вестибулярного аппарата………………….8 - 9
В. Общие принципы функционирования……………………………..9 - 11
1.2.Структурно-функциональная организация двигательного анализатора
А. Общая характеристика………………………………………………..12 -13
Б. Отделы двигательного анализатора………………………………….13 -14
В. Функциональные связи двигательного анализатора………………..14 -17
1.3.Функциональные связи вестибулярного и двигательного анализаторов………………………………………………………………..18 -20
1.4. Причины нарушения вестибулярного аппарата, а также произвольных движений и действий.……………………………………………………..21 - 27
1.5. Физиологические методы изучения вестибулярного и двигательного анализаторов………………………………………………………... …….28 - 31
3.Заключение………………………………………………………………..32
4.Литература……………………………………………………………..33 - 34
На этапе инициации нарушения произвольных движений часто связаны с тем, что в нужный момент, когда возникает намерение (цель) осуществить движение, блокируется доступ к соответствующей моторной программе: она становится недоступной.[14 стр. 308]
Другим вариантом расстройства инициации действия, напротив, является непроизвольное (автоматическое) совершение таких движений или действий, которые в норме являются не автоматическими (рефлекторными), а произвольными. При этом из программы выпадает цель совершения произвольного движения или действия, оно становится неадекватным ситуации, в которой осуществляется движение или действие. Примером непроизвольной инициации двигательной программы могут служить тики.
Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченные группы мышц) или действие, которое начинается внезапно и явно бесцельно.[8 стр.575]
Одним из тяжелых заболеваний является паркинсонизм. В настоящее время разработаны методы лечения паркинсонизма. Суть хирургических методов состоит в разрушении одной из “больных” экстрапирамидных структур и прекращении патологического возбуждения. В зависимости от формы паркинсонизма, разрушают также либо зону паллидума, либо зону стриатума (в области хвостатого ядра).[8 стр.576]
Вывод: Вестибулярный аппарат обеспечивает анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве, поэтому при его нарушении человек теряет способность ориентироваться вследствие нарушения зрительного и слухового восприятия, потери тактильной чувствительности.
Произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Нарушения двигательных функций, возникает при различных локальных поражениях мозга, а также при травмах и различных заболеваниях. Нарушения волевой регуляции действий и движений составляют основу всех рассматриваемых расстройств, поскольку они влекут за собой тяжелые последствия для организма.
Существует множество причин связанных с нарушением вестибулярного и двигательного аппарата. Они связаны с различными заболеваниями внутреннего уха и некоторых систем организма, с травмами и новообразованиями, воспалительными процессами, вызванными инфекциями и вирусами. Здоровый образ жизни и своевременное обращение к врачу поможет избежать серьезных проблем.
1.5.Физиологические методы изучения вестибулярного и двигательного анализатора.
Методы исследования вестибулярного анализатора.
Состояние вестибулярного аппарата оценивается с помощью различных функциональных проб, в том числе вращательной пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм.[15 стр.40]
Вращательная проба
Указательная проба в модификации Р.Барани заключается в том, что испытуемый до и после вращения на кресле Р.Барани должен выполнить указательные пробы, например, с закрытыми глазами коснуться кончика карандаша, установленного перед ним на расстоянии 0,5 м на уровне его головы.[15 стр.356]
Проба Ромберга используется с целью выявления вестибулярной атаксии, т.е. нарушения регуляции двигательной активности (координации движений) вследствие поражения вестибулярного аппарата. Для этого испытуемому предлагается стоять со сдвинутыми ногами и закрытыми глазами. При наличии вестибулярной атаксии больной шатается или падает; эти явления усиливаются при поворотах головы. При отсутствии симптомов атаксии применяют усложненную пробу Ромберга — испытуемому предлагается стоять, выставив одну ногу перед другой, или стоять на пальцах стопы, либо стоять на одной ноге. При наличии вестибулярной атаксии больной шатается или падает, а выключение зрения усиливает эти нарушения.[15 стр.357]
Проба на походку проводится
с целью выявления
Проба на нистагм также проводится с целью выявления вестибулярной атаксии. Испытуемый должен, не поворачивая головы, смотреть вверх, вниз, вправо, влево с фиксацией взора на пальце исследователя. При вестибулярной атаксии могут наблюдаться разные виды нистагма глаз — горизонтальный, вертикальный, ротационный. Возникновение и характеристика вращательного глазного нистагма являются важными показателями состояния вестибулярной системы, их широко используют в авиационной, морской и космической медицине, а также в экспериментах и клинике.[4 стр. 325]
Исследование проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства, или глубокой чувствительности).
Оно проводится в
клинических условиях, а также
достаточно широко при
Так, у испытуемого, находящегося с закрытыми глазами, производят нерезкие сгибательные и разгибательные движения, начиная с концевых фаланг. Испытуемый должен определить какой взят палец, направление его движения и т.д. В норме человек должен правильно распознавать все действия исследователя. Расстройство мышечно-суставного чувства может наблюдаться в пальцах кисти или стопы, в коленных суставах или лучезапястных и т.п. Из клинической практики известно, что при поражении теменной доли мозга чувствительность расстраивается в суставах конечностей, противоположенных очагу поражения. При поражении задних столбов спинного мозга мышечно-суставное чувство нарушается с обеих сторон.[8 стр.358]
Для объективной количественной оценки мышечно-суставного чувства используется метод кинематометрии, при котором применяются различного рода кинематометры, например, кинематометр Жуковского. Кинематометр представляет собой вертикальную или горизонтальную панель с вращающимся на ней движком. Испытуемый должен совершать движения, перемещая движок кинематометра на заданную величину. Первоначально это движение совершается с открытыми глазами, а затем трехкратно с закрытыми глазами. Чем выше мышечно-суставное чувство, тем выше будет точность выполнения задания.[8 стр.359]
Кроме кинеметометра с этой же целью можно использовать кистевой или становой динамометры. С их помощью исследуется точность развития заданного усилия, причем первоначально — под контролем зрения, а потом — без него. Методы изучения проприоцептивной чувствительности широко применяются в медицине и в различных экспериментах.[21 стр.222]
Вывод: Для исследования состояния вестибулярного аппарата применяются различные функциональные пробы: вращательное пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм. Данные пробы позволяют оценить состояние вестибулярного аппарата, вестибуломоторные реакции, а также выявить вестибулярную атаксию. Все эти методы широко используются в авиационной, морской и космической медицине, а также в экспериментах и клинике. Для оценки проприоцептивной чувствительности, а также при исследовании человека как участника трудового процесса, в том числе при проведении профессионального отбора используются различные субъективные и объективные методики. Для объективной оценки мышечно-суставного чувства используется метод кинематометрии. Кроме кинеметометра с этой же целью можно использовать кистевой или становой динамометры. С их помощью исследуется точность развития заданного усилия. Методы изучения двигательного анализатора, также как и методы оценки вестибулярной системы широко используются в медицине, клинике и экспериментах и имеют важное значение при диагностики и лечении различных заболеваний.
Обеспечение мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, поддержания равновесия, пространственная ориентации человека, характера перемещения тела, правильность и точность движений, выполнение и разучивание новых движений[20 стр.345] – все это осуществляется с помощью функционирования вестибулярного и двигательного анализаторов. Вестибулярный и двигательный анализаторы имеют общие связи с такими структурами как мозжечок, таламус, ядра, спинной мозг, зоны коры. Также они непосредственно связаны с блоками мозга, которые обеспечивают тонус организма ,прием, переработку информации и программирование деятельности. Огромную роль играет правильное функционирование вестибулярного и двигательного анализаторов. При их нарушении человек теряет способность ориентироваться в пространстве, нарушается регуляция движений и действий. Все эти нарушения влекут за собой тяжелые последствия организма. Для определения состояния гравитационной и проприоцептивной системы применяют различные физиологические методы. Для исследования состояния вестибулярного аппарата применяются функциональные пробы: вращательное пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм. Для оценки проприоцептивной чувствительности, используются субъективные и объективные методики. Эти методы играют важное значение при диагностике и лечении различных заболеваний.[8 стр.359]
Рассмотрев все задачи, поставленные в моей работе я пришла к выводу, что вестибулярный и двигательный анализаторы играют важную роль в жизни живых организмов. Важно помнить, что нарушение одного из анализаторов приведет к нарушение другого, поэтому нужно вести здоровый образ жизни и при возникновении проблем своевременно обращаться к врачу. Ведь без возможности ориентироваться в пространстве, выполнять правильные движения и действия, получать информацию о внешнем мире мы не сможем жить полноценной жизнью.
4. Литература
1. Агаджанян А.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология Человека. – СПБ.,1988. – 565с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.:Мир,1988. – 102 с.
3. Воронин Л.Г. Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности — М: Изд-во МГУ, 1957. — 184 с.
4. В.И. Циркин, СИ. Трухина. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М- Медицинская книга, Н Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 524 с.
5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов н/Д, 1999. –120 с.
6. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Москва. Высшая школа. 1988. – 300 с.
7. Марк – Фарленд Д. Поведение животных.Москва.М: Мир, 1988. – 207 с.
8. Основы физиологии человека: Учебник в 2-х томах. /Под ред. Б.И Ткаченко. — СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. - Т.1 - 567с, Т.2 - 413 с. Привес М.Г, Лысенков Н.К., Бушкович В И. Анатомия человека. — СПб.: Гиппократ, 1999. - 683 с.
9. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997. –299 с.
10. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.М. Смирнов, С.М.Будылина. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.
11. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ./ Авт.-сост. Т.Е. Россолимо, И.А. Московина-Тарханова, Л.Б.Рыбалов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «МОДЭК»,2007. – 336 с.
12. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ./ Авт.-сост. Т.Е. Россолимо, И.А. Московина-Тарханова, Л.Б.Рыбалов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «МОДЭК»,2009. – 576 с.
13. Физиология человека /Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Мир,1996 . – 205 с.
14. Физиология человека / Под ред. Проф. Л.З. Тель, чл.- кор. РАН Н.Я. Агаджаняна . – Алма-Ата: Казахстан, 1992. –407 с.
15. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.,2000. –65 с.
16. Физиология человека. Учебник. / В двух томах. Под ред. В М Покровского и Г.Ф. Коротько. — М. Медицина, 1997. — Т.1 — 448с, Т 2. - 368 с.
17. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие. / Отв ред. ГА Кураев. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995. -200 с.
18. Физиология человека: Учебник. / Под ред. Г.И Косицкого. — М.. Медицина, 1985. -544 с.
19. Хьюбел Д., Стивенс Ч., Кендел Э., Наута У., Фейртаг М., Коуэн У., Визель Т., Эвартс Э. Мозг. – М.:Мир,1982. – 402 с.
20. Чайченко ГМ. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Учебное пособие. — Киев: Виша школа, 1987. — 176 с.
21. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. –М., 1977. –408с.