Вестибулярный аппарат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить структурно-функциональную организацию вестибулярного и двигательного анализаторов человека.
Задачи исследования состоят в том чтобы:
1.Рассмотреть структурно-функциональную организацию вестибулярного анализатора
А. Характеристика отделов вестибулярного анализатора.
Б. Функциональные связи вестибулярного аппарата.
В. Общие принципы функционирования.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3 - 4
2. Глава. Проблема структурно-функциональной организации вестибулярного и двигательного анализаторов человека
1.1.Структурно-функциональная организация вестибулярного анализатора
А. Характеристика отделов вестибулярного анализатора………….5 - 8
Б. Функциональные связи вестибулярного аппарата………………….8 - 9
В. Общие принципы функционирования……………………………..9 - 11
1.2.Структурно-функциональная организация двигательного анализатора
А. Общая характеристика………………………………………………..12 -13
Б. Отделы двигательного анализатора………………………………….13 -14
В. Функциональные связи двигательного анализатора………………..14 -17
1.3.Функциональные связи вестибулярного и двигательного анализаторов………………………………………………………………..18 -20
1.4. Причины нарушения вестибулярного аппарата, а также произвольных движений и действий.……………………………………………………..21 - 27
1.5. Физиологические методы изучения вестибулярного и двигательного анализаторов………………………………………………………... …….28 - 31
3.Заключение………………………………………………………………..32
4.Литература……………………………………………………………..33 - 34

Работа состоит из  1 файл

кур.фвнд. оригенал.docx

— 209.27 Кб (Скачать документ)

На этапе инициации нарушения произвольных движений часто связаны с тем, что в нужный момент, когда возникает намерение (цель) осуществить движение, блокируется доступ к соответствующей моторной программе: она становится недоступной.[14 стр. 308]

Другим вариантом расстройства инициации действия, напротив, является непроизвольное (автоматическое) совершение таких движений или действий, которые в норме являются не автоматическими (рефлекторными), а произвольными. При этом из программы выпадает цель совершения произвольного движения или действия, оно становится неадекватным ситуации, в которой осуществляется движение или действие. Примером непроизвольной инициации двигательной программы могут служить тики.

Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченные группы мышц) или действие, которое начинается внезапно и явно бесцельно.[8 стр.575]

Одним из тяжелых заболеваний  является паркинсонизм. В настоящее время разработаны методы лечения паркинсонизма. Суть хирургических методов состоит в разрушении одной из “больных” экстрапирамидных структур и прекращении патологического возбуждения. В зависимости от формы паркинсонизма, разрушают также либо зону паллидума, либо зону стриатума (в области хвостатого ядра).[8 стр.576]

 

Вывод: Вестибулярный аппарат обеспечивает анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве, поэтому при его нарушении человек теряет способность ориентироваться вследствие нарушения зрительного и слухового восприятия, потери тактильной чувствительности.

Произвольные движения и  действия относятся к числу наиболее сложных психических функций  человека. Нарушения двигательных функций, возникает при различных локальных поражениях мозга,  а также при травмах и различных заболеваниях. Нарушения волевой регуляции действий и движений составляют основу всех рассматриваемых расстройств, поскольку они влекут за собой тяжелые последствия для организма.

Существует множество  причин связанных с нарушением вестибулярного и двигательного аппарата. Они связаны с различными заболеваниями внутреннего уха и некоторых систем организма, с травмами и новообразованиями, воспалительными процессами, вызванными инфекциями и вирусами. Здоровый образ жизни и своевременное обращение к врачу поможет избежать серьезных проблем.

 

1.5.Физиологические методы изучения вестибулярного и двигательного анализатора.

             Методы исследования вестибулярного анализатора.

Состояние вестибулярного аппарата оценивается с помощью различных функциональных проб, в том числе вращательной пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм.[15 стр.40]

Вращательная проба предназначена  для адекватного раздражения  ампулярного отдела вестибулярного анализатора путем вращения тела вокруг вертикальной оси на специально созданных для этих целей креслах, например, на кресле Р.Барани. Проба позволяет оценить состояние вестибулярного анализатора по появлению вестибулосенсорных (головокружение), вестибуловегетативных (побледнение лица, потоотделение на лице) и вестибуломо-торных реакций (нистагм головы и глаз), а также судить о возбудимости ампулярного отдела по наименьшей угловой скорости (т.е. по углу поворота за 1 с), вызывающей соответствующие реакции. У здорового человека вестибулосенсорные реакции, например, ощущение противовращения, возникают при пороговой скорости, равной 0,5°- 4.0° в 1 с. Для выполнения пробы с целью изучения вестибуломоторных реакций испытуемого усаживают в кресло Р.Барани, закрывают переднюю перекладину кресла и производят вращение со скоростью 0,5 оборотов за 1 с (это превышает пороговую в 100 раз). После 10 оборотов кресло внезапно останавливают. При нормальном функциональном состоянии лабиринтов наблюдается (обычно в течение 20-30 с) нистагм головы и глаз — они медленно поворачиваются в сторону, противоположенную вращению, а затем быстро возвращаются в исходное положение.[18 стр.355]

Указательная проба в  модификации Р.Барани заключается в том, что испытуемый до и после вращения на кресле Р.Барани должен выполнить указательные пробы, например, с закрытыми глазами коснуться кончика карандаша, установленного перед ним на расстоянии 0,5 м на уровне его головы.[15 стр.356]

Проба Ромберга используется с целью выявления вестибулярной атаксии, т.е. нарушения регуляции двигательной активности (координации движений) вследствие поражения вестибулярного аппарата. Для этого испытуемому предлагается стоять со сдвинутыми ногами и закрытыми глазами. При наличии вестибулярной атаксии больной шатается или падает; эти явления усиливаются при поворотах головы. При отсутствии симптомов атаксии применяют усложненную пробу Ромберга — испытуемому предлагается стоять, выставив одну ногу перед другой, или стоять на пальцах стопы, либо стоять на одной ноге. При наличии вестибулярной атаксии больной шатается или падает, а выключение зрения усиливает эти нарушения.[15 стр.357]

Проба на походку проводится с целью выявления вестибулярной  атаксии. Испытуемому предлагается пройти вперед и назад (по прямой линии) и в стороны (фланговая походка). При вестибулярной атаксии больной шатается или падает, а выключение зрения усиливает эти нарушения.[17 стр.150]

Проба на нистагм также  проводится с целью выявления вестибулярной атаксии. Испытуемый должен, не поворачивая головы, смотреть вверх, вниз, вправо, влево с фиксацией взора на пальце исследователя. При вестибулярной атаксии могут наблюдаться разные виды нистагма глаз — горизонтальный, вертикальный, ротационный. Возникновение и характеристика вращательного глазного нистагма являются важными показателями состояния вестибулярной системы, их широко используют в авиационной, морской и космической медицине, а также в экспериментах и клинике.[4 стр. 325]

 

         Исследование проприоцептивной чувствительности (мышечно-суставного чувства, или глубокой чувствительности).

 Оно проводится в  клинических условиях, а также  достаточно широко при исследовании  человека как участника трудового процесса, в том числе при проведении профессионального отбора. При этом используются различные субъективные и объективные методики.[8 стр.357]

Так, у испытуемого, находящегося с закрытыми глазами, производят нерезкие сгибательные и разгибательные движения, начиная с концевых фаланг. Испытуемый должен определить какой взят палец, направление его движения и т.д. В норме человек должен правильно распознавать все действия исследователя. Расстройство мышечно-суставного чувства может наблюдаться в пальцах кисти или стопы, в коленных суставах или лучезапястных и т.п. Из клинической практики известно, что при поражении теменной доли мозга чувствительность расстраивается в суставах конечностей, противоположенных очагу поражения. При поражении задних столбов спинного мозга мышечно-суставное чувство нарушается с обеих сторон.[8 стр.358]

Для объективной количественной оценки мышечно-суставного чувства  используется метод кинематометрии, при котором применяются различного рода кинематометры, например, кинематометр Жуковского. Кинематометр представляет собой вертикальную или горизонтальную панель с вращающимся на ней движком. Испытуемый должен совершать движения, перемещая движок кинематометра на заданную величину. Первоначально это движение совершается с открытыми глазами, а затем трехкратно с закрытыми глазами. Чем выше мышечно-суставное чувство, тем выше будет точность выполнения задания.[8 стр.359]

Кроме кинеметометра с этой же целью можно использовать кистевой или становой динамометры. С их помощью исследуется точность развития заданного усилия, причем первоначально — под контролем зрения, а потом — без него. Методы изучения проприоцептивной чувствительности широко применяются в медицине и в различных экспериментах.[21 стр.222]

 

Вывод: Для исследования состояния вестибулярного аппарата применяются различные функциональные пробы: вращательное пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм. Данные пробы позволяют оценить состояние вестибулярного аппарата, вестибуломоторные  реакции, а также выявить вестибулярную  атаксию. Все эти методы широко используются в авиационной, морской и космической медицине, а также в экспериментах и клинике. Для оценки проприоцептивной чувствительности, а также при исследовании человека как участника трудового процесса, в том числе при проведении профессионального отбора используются различные субъективные и объективные методики. Для объективной оценки мышечно-суставного чувства используется метод кинематометрии. Кроме кинеметометра с этой же целью можно использовать кистевой или становой динамометры. С их помощью исследуется точность развития заданного усилия. Методы изучения двигательного анализатора, также как и методы оценки вестибулярной системы широко используются в медицине, клинике и экспериментах и имеют важное значение при диагностики и лечении различных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

    Обеспечение мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, поддержания равновесия, пространственная ориентации человека, характера перемещения тела, правильность и точность движений, выполнение и разучивание новых движений[20 стр.345] – все это осуществляется с помощью функционирования вестибулярного и двигательного анализаторов. Вестибулярный и двигательный анализаторы имеют общие связи с такими структурами как мозжечок, таламус, ядра, спинной мозг, зоны коры. Также они непосредственно связаны с блоками мозга, которые обеспечивают тонус организма ,прием, переработку информации и программирование деятельности. Огромную роль играет правильное функционирование вестибулярного и двигательного анализаторов. При их нарушении человек теряет способность ориентироваться в пространстве, нарушается регуляция движений и действий. Все эти нарушения влекут за собой тяжелые последствия организма. Для определения состояния гравитационной и проприоцептивной системы применяют различные физиологические методы. Для исследования состояния вестибулярного аппарата применяются функциональные пробы: вращательное пробы, пробы Ромберга, пробы на походку, пробы на нистагм. Для оценки проприоцептивной чувствительности, используются субъективные и объективные методики. Эти методы играют важное значение при диагностике и лечении различных заболеваний.[8 стр.359]

  Рассмотрев все задачи, поставленные в моей работе я пришла к выводу, что вестибулярный и двигательный анализаторы играют важную роль в жизни живых организмов. Важно помнить, что нарушение одного из анализаторов приведет к нарушение другого, поэтому нужно вести здоровый образ жизни и при возникновении проблем своевременно обращаться к врачу. Ведь без возможности ориентироваться в пространстве, выполнять правильные движения и действия, получать информацию о внешнем мире   мы не сможем жить полноценной жизнью.

4. Литература

1. Агаджанян А.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология Человека. – СПБ.,1988. – 565с.

2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.:Мир,1988. – 102 с.

3. Воронин Л.Г. Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности — М: Изд-во МГУ, 1957. — 184 с.

4. В.И. Циркин, СИ. Трухина. Физиологические основы психической деятельности  и поведения человека. М- Медицинская книга, Н Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 524 с.

5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов н/Д, 1999. –120 с.

6. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Москва. Высшая школа. 1988. – 300 с.

7. Марк – Фарленд Д. Поведение животных.Москва.М: Мир, 1988. – 207 с.

8. Основы физиологии человека: Учебник в 2-х томах. /Под ред. Б.И Ткаченко. — СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. - Т.1 - 567с, Т.2 - 413 с. Привес М.Г, Лысенков Н.К., Бушкович В И. Анатомия человека. — СПб.: Гиппократ, 1999. - 683 с.

9. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997. –299 с.

10. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений /В.М. Смирнов, С.М.Будылина. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.

11. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ./ Авт.-сост. Т.Е. Россолимо, И.А. Московина-Тарханова, Л.Б.Рыбалов. –   3-е изд., стер. – М.: Издательство «МОДЭК»,2007. – 336 с.

12. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ./ Авт.-сост. Т.Е. Россолимо, И.А. Московина-Тарханова, Л.Б.Рыбалов. –   4-е изд., стер. – М.: Издательство «МОДЭК»,2009. – 576 с.

13. Физиология человека /Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Мир,1996 . – 205 с.

14. Физиология человека / Под ред. Проф. Л.З. Тель, чл.- кор. РАН Н.Я. Агаджаняна . – Алма-Ата: Казахстан, 1992. –407 с.

15. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.,2000. –65 с.

16. Физиология человека. Учебник. / В двух томах. Под ред. В М Покровского и Г.Ф. Коротько. — М. Медицина, 1997. — Т.1 — 448с, Т 2. - 368 с.

17. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие. / Отв ред. ГА Кураев. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995. -200 с.

18. Физиология человека: Учебник. / Под ред. Г.И Косицкого. — М.. Медицина, 1985. -544 с.

19. Хьюбел Д., Стивенс Ч., Кендел Э., Наута У., Фейртаг М., Коуэн У., Визель Т., Эвартс Э.  Мозг. – М.:Мир,1982. – 402 с.

20. Чайченко ГМ. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Учебное пособие. — Киев: Виша школа, 1987. — 176 с.

21. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. –М., 1977. –408с.

 


Информация о работе Вестибулярный аппарат