Виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:56, контрольная работа

Описание

Представленная работа посвящена теме «Виды общения». Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Виды общения». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость вопроса «Виды общения» определяют несомненную важность для теории и практики обучения. Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Виды общения» в современной науке и практическом использовании данной темы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Содержание 2
1.Определение общения 4
1.1. Содержание общения 5
1.2. Цель общения 5
1.3. Средства общения 5
2. Виды общения. 5
2.1. По содержанию 5
2.2. По целям 5
2.3. По средствам 5
3. Основные категории общения и их характеристика 6
3.1. Общение как деятельность 6
3.2. Структура общения 7
3.3. Стили общения 10
Заключение 12
Список использованой литературы: 13

Работа состоит из  1 файл

Виды общения контр..doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)
№ заказа

1104.6

Тип работы и дисциплина

Контрольная, психология

Тема  и вариант работы

Виды  общения

ВУЗ

СВГУ

Дата  сдачи

Сентябрь,2008

ФИО исполнителя

Шипачева  Е. В.

 

Содержание

 

Введение  

   Проблема  общения традиционно находится  в центре внимания отечественных  социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов, общения 

   Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт. Этот контакт представляет собой «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»1

   Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.

   В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

   Представленная  работа посвящена теме «Виды общения». Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Виды общения». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость вопроса «Виды общения» определяют несомненную важность для теории и практики обучения. Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Виды общения» в современной науке и практическом использовании данной темы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

 

1.Определение общения

   Понятие общения, как и любое понятие  социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

   Данное  понятие разработано на стыке  философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

   В более узком психологическом  смысле общение понимается как процесс  и результат установления контактов  между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского (М., 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как персептивный аспект общения (Г.М.Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. В следующих главах эти аспекты будут представлены более подробно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция изучаются в качестве основных функций общения.

   Итак, Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

   В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

   Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

   Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

   В общении можно выделить ряд аспектов2:

   содержание,  цель и средства.

   Рассмотрим их подробнее. 

   1.1. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. 

   1.2. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 

   1.3. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

   Информация  между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

2. Виды общения.

 

   В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно поделить на несколько видов.

2.1. По содержанию

 

   - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

   - Когнитивное (обмен знаниями)

   - Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

   - Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

   - Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2.2. По целям

 

   - Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

   - Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

2.3. По средствам

   - Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

   - Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

   - Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

   - Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). 

   Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

   Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 

   1. Установка контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление себя другому человеку.

   2. Ориентировка в ситуации общения,  осмысление происходящего, выдержка паузы.

   3. Обсуждение интересующей проблемы.

   4. Решение проблемы.

   5. Завершение контакта (выход из  него)

3. Основные категории общения и их характеристика

   Общение порождается потребностями в  совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.

3.1. Общение как деятельность

   Общение как деятельность представляет собой  систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом -- инициатором  общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

   Выделяют  следующие виды общения:

   1) социально-ориентированное общение;

   2) групповое предметно ориентированное общение;

   3) личностно ориентированное общение. 

   Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом -- явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий -- не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

   Содержание  коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

   К коммуникативным категориям относятся  категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.

   Можно назвать следующие некоторые  признаки категории общения:

   - установление знакомства между людьми;

   - поддержание определенных связей, отношений;

   - связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);

   - общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Информация о работе Виды общения