Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:56, контрольная работа
Представленная работа посвящена теме «Виды общения». Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Виды общения». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость вопроса «Виды общения» определяют несомненную важность для теории и практики обучения. Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Виды общения» в современной науке и практическом использовании данной темы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Содержание 2
1.Определение общения 4
1.1. Содержание общения 5
1.2. Цель общения 5
1.3. Средства общения 5
2. Виды общения. 5
2.1. По содержанию 5
2.2. По целям 5
2.3. По средствам 5
3. Основные категории общения и их характеристика 6
3.1. Общение как деятельность 6
3.2. Структура общения 7
3.3. Стили общения 10
Заключение 12
Список использованой литературы: 13
№ заказа | 1104.6 |
Тип работы и дисциплина |
Контрольная, психология |
Тема и вариант работы |
Виды общения |
ВУЗ |
СВГУ |
Дата сдачи |
Сентябрь,2008 |
ФИО исполнителя |
Шипачева Е. В. |
Введение
Проблема
общения традиционно находится
в центре внимания отечественных
социальных психологов в связи с ее значимостью
во всех сферах жизнедеятельности человека
и социальных групп. Человек без общения
не может жить среди людей, развиваться
и творить. Существование и развитие социальных
групп также тесно связано с общением.
В широком смысле общение представляет
собой совокупность совершенно различных
связей между людьми. Все это обусловливает
актуальность изучения процессов, общения
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт. Этот контакт представляет собой «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»1
Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Представленная
работа посвящена теме «Виды общения».
Проблема данного вопроса носит актуальный
характер в современных условиях. Об этом
свидетельствует частое изучение поднятых
вопросов. Для современного состояния
науки характерен переход к глобальному
рассмотрению проблем тематики «Виды
общения». Вопросам исследования посвящено
множество работ. В основном материал,
изложенный в учебной литературе, носит
общий характер, а в многочисленных монографиях
по данной тематике рассмотрены более
узкие вопросы. Однако, требуется учет
современных условий при исследовании
проблематики обозначенной темы. Высокая
значимость вопроса «Виды общения» определяют
несомненную важность для теории и практики
обучения. Дальнейшее внимание к вопросу
необходимо в целях более глубокого и
обоснованного разрешения частных актуальных
проблем тематики. Актуальность настоящей
работы обусловлена, с одной стороны, большим
интересом к теме «Виды общения» в современной
науке и практическом использовании данной
темы. Рассмотрение вопросов связанных
с данной тематикой носит как теоретическую,
так и практическую значимость.
Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.
В
более узком психологическом
смысле общение понимается как процесс
и результат установления контактов
между людьми или взаимодействие
субъектов посредством
Итак, Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов2:
содержание, цель и средства.
Рассмотрим
их подробнее.
1.1.
Содержание общения – информация,
которая в межиндивидуальных контактах
передается от одного живого существа
другому. Это могут быть сведения о внутреннем
(эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта,
об обстановке во внешней среде. Наиболее
разнообразно содержание информации в
том случае, если субъектами общения являются
люди.
1.2.
Цель общения – отвечает на вопрос
«Ради чего существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не выходят
обычно за рамки актуальных для них биологических
потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными являть
собой средства удовлетворения социальных,
культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
1.3. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
В
зависимости от содержания, целей
и средств общение можно
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
- Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
- Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
- Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
- Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
- Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
- Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
-
Косвенное (осуществляется через посредников,
которыми могут выступать другие люди).
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы
общение как взаимодействие происходило
беспроблемно, оно должно состоять из
следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2.
Ориентировка в ситуации
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него)
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом -- инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения:
1) социально-ориентированное общение;
2) групповое предметно ориентированное общение;
3)
личностно ориентированное
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом -- явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий -- не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание
коммуникативной категории
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
- установление знакомства между людьми;
- поддержание определенных связей, отношений;
- связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
- общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.