Власть и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 03:04, реферат

Описание

Личность человека - определённая структура свойств, качеств, наследственных и приобретённых, сложившихся в результате условий воспитания, деятельности, собственного опыта. В личности всегда сочетаются индивидуальные свойства и совокупность социальных ролей, что и делает её в конечном итоге субъектом труда, познания и общения.

Содержание

1. Личность и ее структура………………………………………….3
2. Индивидуально-психологические особенности личности……..5
2.1. Темперамент
2.2 . Характер. Структура характера. Акцентуации характера
3. Психологические аспекты малых групп……………………… …11
4. Социально-психологическая теория коллектива………………...13
5. Власть и лидерство………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Содержание Власть и Лидерство!!!!!!!!.docx

— 45.45 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Личность и ее структура………………………………………….3
  2. Индивидуально-психологические особенности личности……..5 
    2.1. Темперамент 
    2.2 . Характер. Структура характера. Акцентуации характера
  3. Психологические аспекты малых групп……………………… …11 
  4. Социально-психологическая теория коллектива………………...13
  5. Власть и лидерство………………………………………………...15 
    Литература…………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личность и ее структура 
Личность человека - определённая структура свойств, качеств, наследственных и приобретённых, сложившихся в результате условий воспитания, деятельности, собственного опыта. В личности всегда сочетаются индивидуальные свойства и совокупность социальных ролей, что и делает её в конечном итоге субъектом труда, познания и общения. 
Одна из наиболее характерных сторон личности человека - её индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. 
В деятельности и общении проявляется, и формируются особенности личности, удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки. Они, как правило, связаны с оценкой и самооценкой индивида как личности, которые развивают волю человека, оттачивают его ум и моторную сферу, формируют характер, развивают способности. В деятельности и общении проявляются все стороны личности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. 
Быть личностью — значит: 
-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости; 
- оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и перед обществом; 
- постоянно строить самого себя и других; 
- обладать свободой выбора и нести ее бремя. 
Личность — это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми.

Английский  философ-материалист середины XII в. Томас Гоббс дал такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные». 
 
Личность характеризуется пятью потенциалами:

  • познавательным (гносеологическим) — это объем и качество информации, которой располагает личность;
  • ценностным (аксеологическим) — приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;
  • творческим — полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;
  • коммуникативным — мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;
  • художественным — уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

Концепция динамической функциональной структуры  личности  
(предложенная К. К. Платоновым) 
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые можно рассматривать в разрезе четырех подструктур:

  1. биологической — возрастные, половые, иногда патологические свойства психики, врожденные свойства и типы нервной системы (темперамент, задатки, простейшие потребности);
  2. психологической — индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
  3. подструктуры социального опыта — умения, навыки, знания и привычки;
  4. подструктуры направленности личности — влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы.

2. Индивидуально-психологические  особенности личности 
2.1. Темперамент — это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. 
Каждый вид темперамента имеет свои положительные стороны и свои недостатки, исправить которые невозможно, так как особенности темперамента связаны с различием типов высшей нервной деятельности. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Учение Павлова определяет зависимость темперамента от типа высшей нервной деятельности (ВНД). Изучая процессы возбуждения и торможения нервной системы, Павлов определил три основных параметра нервных процессов (возбуждения и торможения): сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность (способность быстро сменять друг друга). В природе имеется четыре возможных соотношения их сочетаний, и соответственно различают четыре типа ВНД.

Особенности типа темперамента

Сангвиник. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых  эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют  в его сознании глубокого следа. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней  подвижностью у сангвиника связывается  быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние  раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные дела, переживания. Сангвиник легко справляется  с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается. Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

Рекомендации  для работы руководителя.

У сангвиников  надо развивать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное  отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие. Невнимательность сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью  не одолеешь. Однако из уважения к кому-нибудь из более взрослых сотрудников он вполне может выполнить то или  иное задание. Больше всего он нуждается  в личном участии, понимании и  интересе к своим трудностям, которые  главным образом проистекают  из его небрежности. Если он, например, играет в общественной жизни трудового  коллектива значительную роль, это  весьма отвечает его способностям. Он всегда рад действовать и легко  составляет себе общую картину, поэтому  очень хорошо занимать его подобными  поручениями.  
Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.  
Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако, их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер. Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия.

Рекомендации  для работы руководителя. 
Холерикам надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. В трудовой деятельности необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос. 
Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Сам термин ''меланхолик'' часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движение его медлительны, однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.  
Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное переживание.

Рекомендации  для работы руководителя. 
На меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований их еще больше затормаживают и снижают работоспособность. У работников меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Для меланхолика полезно, если ему рассказывают о судьбах других людей, чтобы он внутренне глубоко переживал их участь и осознал, как тяжело приходится в жизни другим. Его несколько нелюдимому душевному настрою на пользу, если он поет - лучше всего соло. Задания для индивидуальной работы лучше подбирать тоже индивидуального плана и исходя из его эмоционального состояния. Тогда он может обратить свои чувства вовне и раскрыть душу даже на рабочем месте. В противоположность сангвинику ему нужно регулярно есть сладкое: это способствует компенсации его постоянно несколько "горького" настроения. Напротив, избыток грубой пищи ему отнюдь не на пользу. 
Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего, малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности. Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Рекомендации  для работы руководителя. 
Внимание руководителя должны привлекать и работники флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Руководителю необходимо больше активизировать деятельность флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять не только работать в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи. Флегматику во многом способен помочь друг, который будет его подстегивать. Если руководителю удастся заинтересовать этого друга какой-то затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, чем, если прямо обратится к нему самому. Давая задание флегматику необходимо учитывать имеющийся у него интеллектуальный багаж, на который он должен опираться.  
 
2.2. Характер. Структура характера. Акцентуации характера. 
Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Каждый человек имеет характер — комплекс свойств, отличающих его от других людей. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры. 
Характер — совокупность существенных, устойчивых психических свойств человек как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки. 
Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Характер - сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее. 
Характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на свойства темперамента: 
• под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента — в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться; 
• маскирует свойства темперамента — динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности. 
Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозирования поведения человека. Многообразие черт характера обеспечивает направленность личности на всестороннее познание, на преобразование себя и окружающего мира. 
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Для менеджеров знание характеров сотрудников своего коллектива является крайне важным, так как может помочь ему в правильной расстановке сил, предотвращении и разрешении конфликтов и т.д.

Информация о работе Власть и лидерство