Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 03:04, реферат
Личность человека - определённая структура свойств, качеств, наследственных и приобретённых, сложившихся в результате условий воспитания, деятельности, собственного опыта. В личности всегда сочетаются индивидуальные свойства и совокупность социальных ролей, что и делает её в конечном итоге субъектом труда, познания и общения.
1. Личность и ее структура………………………………………….3
2. Индивидуально-психологические особенности личности……..5
2.1. Темперамент
2.2 . Характер. Структура характера. Акцентуации характера
3. Психологические аспекты малых групп……………………… …11
4. Социально-психологическая теория коллектива………………...13
5. Власть и лидерство………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………17
Таблица Тип акцентуации характера
Тип акцентуации
Особенности поведения
Гипертимный (гиперактивный) Работники,
обладающие таким типом характера, обращают
на себя внимание восторженным отношением
к людям, повышенной доброжелательностью
и общительностью. Если такой сотрудник
приходит на новую работу, то быстро знакомится
со всеми, одинаково дружелюбно относясь
даже к тем, кто состоит между собой в неприязненных
отношениях. Часто у них могут возникать
нарекания по работе, так как они не доводят
до конца то, за что берутся. Но эти работники
боятся испортить отношения с начальством,
поэтому незаконченную работу быстро
доделывают. Иногда может наблюдаться
излишняя оптимистичность. Плюсом такого
характера является' постоянно хорошее
настроение, помогающее человеку быстро
преодолевать трудности, на которые он
всегда смотрит легко, как на преходящие
и временные. Сотрудник - гипертим добровольно
занимается общественной работой и стремится
во всем подтвердить свою высокую самооценку,
иногда завышенную.
Аутистический Сотрудники с аутистическим
(от лат. auto — обращенный в себя, замкнутый)
типом характера на работе держатся официально
и никогда не раскрывают своих личных
переживаний перед окружающими. Часто
они одиноки. Если на предприятии устраивают
праздники, то такие сотрудники стараются
на них не ходить, а если и приходят, то
безучастно сидят в стороне. Они малообщительны.
Если по работе возникают трудности, то
стараются во всем разобраться сами. На
работе проводят много времени, часто
задерживаясь. Пользуются служебным авторитетом,
но малопонятны для окружающих, так как
в общении не выражают, в отличие от большинства
людей, свои эмоциональные позиции.
Лабильный Работникам с лабильным характером
очень важно, какова у них на работе психологическая
обстановка. Малейшая грубость приводит
их в уныние, а простая похвала окрыляет.
Они могут отказаться перейти на другую
работу с большим окладом, если узнают,
что там грубый начальник. Такие люди опасаются
конфликтов, всячески ограничивают себя
от контактов с грубыми, резкими и категоричными
сотрудниками. При таком характере настроение
быстро и легко меняется вслед за обстоятельствами.
Даже незначительное событие способно
полностью изменить эмоциональное состояние.
Демонстративный Человек с таким характером
пытается выработать у окружающих мнение
о себе, как о человеке исключительно исполнительном
и незаменимом.
Основная черта демонстративного характера
— способность вытеснять рациональный,
критический взгляд на себя, демонстративное,
немного «актерское» поведение. «Вытеснение»
— свойство психики, которое связано с
развитой эмоциональностью, ярким воображением,
слабостью логики, неспособностью воспринимать
собственное поведение со стороны. Человек,
обладающий демонстративным характером,
легко имитирует поведение других людей.
Он способен выдавать себя за такого, каким
его хотели бы видеть. Эти люди имеют широкую
сеть контактов, стремятся к успеху, имеют
желание хорошо выглядеть в глазах окружающих.
Психастенический Люди с психастеническим
характером любят работать с аппаратурой,
они как бы прячутся за ней от других людей.
Работники эти добросовестные, пунктуальные.
С коллегами крайне замкнуты. Выражение
лица озабоченное. Очень заботятся о собственном
здоровье. Рациональны, склонны к аналитической,
«пошаговой» обработке информации, осмыслению
фактов путем дробления и выделения отдельных
признаков. Эмоциональные переживания
блеклы, однообразны и подчиняются ходу
рассудочных построений.
Для людей такого типа характерно отсутствие
твердой позиции. Ясно прослеживается
стремление все исследовать.
Застревающий Люди с застревающим характером
стремятся выглядеть как можно авторитетнее.
Они волевые, даже упрямые. Обладают властолюбием,
склонны к саморекламе и деспотизму. Такие
люди злопамятны, но это объясняется не
умыслом, а стойкостью и малоподвижностью
переживаний.
Это яркие представители руководителей
«советского» типа, называющие подчиненных
на «ты», а равных по рангу — по имени-отчеству,
но тоже на «ты». Их мышление малоподвижно,
новые идеи усваиваются с трудом. Чтобы
внушить такому работнику свежую идею,
нужно потратить дни и месяцы. Но если
он ее поймет и примет, то будет следовать
ей с неотвратимым упорством. На уровне
движений проявляется медлительность,
инертность. В трудовой деятельности проявляются
чрезмерная детализация, повышенная аккуратность.
Но если что-то не попало в сферу внимания
застревающей личности, то этому внимание
не уделяется совсем.
Конформный Как правило, работники с конформным
характером имеют хорошую профессиональную
подготовку. Но в случае, если работа не
получается, например цифры не сходятся,
такой сотрудник теряется. И вместо того,
чтобы самостоятельно разобраться в проблеме,
обращается к коллегам за помощью. Давать
советы такому работнику бесполезно —
он растерян, несобран, абсолютно несамостоятелен.
Конформисты нуждаются не в помощи, а в
постоянном руководстве. Работа часто
ими не доводится до конца. Эти работники
робки, покорны и готовы выполнять любую
другую работу, так как всегда стремятся
избежать наказания со стороны начальства.
Они нерешительны, неорганизованны, боятся
малейшей трудности. Они не умеют спорить,
со всеми соглашаются, легко чувствуют
так называемое «среднестатистическое».
Сотрудники с таким типом характера являются
цементом любого коллектива. Они являются
естественными носителями его норм, ценностей,
интересов, т.е. всего того, что принято
называть корпоративной культурой. Конформисты
имеют ценное достоинство характера —
мягкость в общении, способность растворить
себя в интересах другого человека.
Неустойчивый. Сразу можно сказать, что
работник с неустойчивым характером на
производстве — далеко не подарок. И по
возможности следует от такого сотрудника
избавиться. Работники с неустойчивым
характером сразу заводят себе на работе
«дружков», с которыми постоянно проводят
время в курилке. У людей с таким характером
нет твердых внутренних принципов, недостаточно
развито чувство долга, отсутствуют высшие
человеческие мотивы. Неустойчивые личности
постоянно стремятся к сиюминутным удовольствиям
и развлечениям. Они любят посмеяться
над чужими недостатками, испытывать превосходство
над другими. Часто пренебрегают элементарными
обязанностями, настроены только на потребление.
Любят блага жизни получать за счет других,
считают, что удовольствия — основной
мотив, ради которого стоит жить. У них
ярко выраженное нежелание трудиться.
На производстве неустойчивые работники
пренебрегают той частью обязанностей,
которая требует кропотливого труда.
Циклоидный. Работники с циклоидным характером
неровны в работе. То все горит в руках,
то работа идет медленно, и все валится
из рук. То настроение отличное, то — депрессия.
Циклы длятся обычно по две недели. В период
подъема циклоиды веселы, энергичны, жизнь
кажется им прекрасной, в фазе подъема
циклоиды проявляют себя как гипертимы:
общительны, доброжелательны, быстро говорят,
легко решают возникшие проблемы. У них
может возникать ощущение неограниченности
собственных возможностей и даже проявляться
некоторая переоценка собственной личности.
В период спада циклоид хандрит: ухудшается
работоспособность, снижается общительность,
падает настроение. При этом характере
наблюдаются периодические изменения
работоспособности, активности и настроения.
3.
Психологические
аспекты малых
групп
Поскольку
социальная жизнь организована так, что
человеку мало что удается сделать в одиночку,
не прибегая к участию в группах, последние
изучаются в рамках системного подхода
как особые социальные системы, состоящие
из взаимосвязанных элементов.
Социальная группа представляет собой
важную форму объединения людей в процессе
деятельности и общения. Педагогика рассматривает
социальную группу как относительно устойчивую
совокупность людей, связанных системой
отношений, регулируемых общими ценностями
и нормами. Цели, общие нормы, санкции,
групповые ритуалы, отношения, совместная
деятельность, вещная среда и т.д. - все
эти феномены выступают в качестве особых
компонентов социальной группы, определяющих
меру ее устойчивости.
Среди таких групп можно выделить большие
и малые. Большие представлены государствами,
нациями, народностями, партиями, классами,
другими социальными общностями, выделяемыми
по профессиональным, экономическим, религиозным,
культурным, образовательным, возрастным,
половым и другим всевозможным признакам.
Через эти группы опосредованно осуществляется
воздействие идеологии общества на психологию
составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния
общества и больших социальных групп на
индивида является малая группа. Она представляет
собой небольшое объединение людей (от
2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо
общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях
друг с другом. Малая группа представляет
собой элементарную ячейку общества. В
ней человек проводит большую часть своей
жизни. Примерами малых групп, наиболее
значимых для человека, являются семья,
школьный класс, трудовой коллектив, объединения
близких друзей, приятелей и т.п.
Малые группы могут быть разными по величине,
по характеру и структуре отношений, существующих
между их членами, по индивидуальному
составу, особенностям ценностей, норм
и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, межличностным отношениям,
целям и содержанию деятельности.
Классификация малых групп.
Условные, или номинальные, – это группы,
которые объединяют людей, не входящих
в состав ни одной малой группы.
Реальные - представляют собой действительно
существующие объединения людей, полностью
отвечающие определению малой группы.
Естественные - группы, которые складываются
сами по себе, независимо от желания экспериментатора.
Они возникают и существуют, исходя из
потребностей общества или включенных
в эти группы людей.
Лабораторные группы создаются экспериментатором
с целью проведения какого-либо научного
исследования, проверки выдвинутой гипотезы.
Они столь же действенны, как и другие
группы, но существуют временно – только
в лаборатории.
Естественные группы делятся на формальные
и неформальные. Первых отличает то, что
они создаются и существуют лишь в рамках
официально признанных организаций, вторые
возникают и действуют как бы вне рамок
этих организаций (сравните, к примеру,
школьный класс как официальную малую
группу и неформальное молодежное объединение
как неофициальную группу). Цели, преследуемые
официальными группами, задаются извне
на основе задач, стоящих перед организацией,
в которую данная группа включена. Цели
неофициальных групп обычно возникают
и существуют на базе личных интересов
их участников, могут совпадать и расходиться
с целями официальных организаций.
Среди высокоразвитых малых групп особо
выделяются коллективы. Психология развитого
коллектива характеризуется тем, что деятельность,
ради которой он создан и которой на практике
занимается, имеет, несомненно, положительное
значение для очень многих людей, не только
для членов данного коллектива. В коллективе
межличностные отношения основаны на
взаимном доверии людей, открытости, честности,
порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом,
она должна соответствовать ряду весьма
высоких требований:
Психологически
развитой как коллектив считается
такая малая группа, в которой
сложилась дифференцированная система
различных деловых и личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной
основе. Такие отношения можно
назвать коллективистскими.
Что же такое коллективистские отношения?
Они определяются через понятия нравственности,
ответственности, открытости, коллективизма,
контактности, организованности, эффективности
и информированности.
Таких малых групп, которые полностью
бы отвечали всем перечисленным требованиям
коллектива, в действительности почти
нет. Большинство реально существующих
малых групп занимает промежуточное положение
между слаборазвитой группой и высокоразвитым
коллективом. По отдельным своим социально-психологическим
параметрам эти группы вполне могут претендовать
на то, чтобы называться коллективами,
однако по другим серьезно уступают.
4.
Социально-психологическая
теория коллектива.
Важнейший признак коллектива, по Макаренко,
— это социально-позитивная деятельность,
отвечающая потребностям общества. Первым
признаком коллектива как группы особого
рода является его направленность, обеспечивающая
особое качество личностей, в него входящих,
их целеустремленность, позволяющую создать
организацию с соответствующими органами
управления и выделением лиц, уполномоченных
на выполнение определенных функций. Природа
отношений в коллективе обладает особым
свойством: признанием важнейшей роли
совместной деятельности в качестве фактора,
образующего коллектив и опосредующего
всю систему отношений между его членами.
Для развития общественно значимых целей,
ради которых создан коллектив, должны
быть обрисованы "перспективные линии"
развития, разработана "диалектика
требований", организованы "завтрашние
радости". Успешное сочетание всех этих
факторов создает в коллективе атмосферу,
соответствующую развитию личностей,
входящих в него. Успех внутренних процессов
коллектива может быть обеспечен, только
если все нормы взаимоотношений, вся организация
деятельности внутри коллектива строятся
на основе соответствия образцов более
широкой системы социальных отношений,
развивающихся в обществе в целом. Коллектив
включен во всю систему отношений общества,
и поэтому успешность его действий может
быть реализована лишь при согласованности
целей коллектива и общества.
Обязательные признаки коллектива:
Стадии
развития коллектива
По мере развития коллективы любых организаций
обычно проходят через определенный ряд
последовательных стадий (или этапов).
1. Притирка. Этап первичного знакомства
и адаптации. Люди постепенно знакомятся
друг с другом, налаживают деловые и личностные
взаимоотношения, возникают первые симпатии
и антипатии.
На этом этапе развития часто наблюдается,
так называемая, «псевдосплоченнность»
коллектива. На первый взгляд, новый коллектив
выглядит деловым и организованным, но
на самом деле люди пока только изучают
друг друга, пытаются определить своих
вероятных противников и сторонников,
вникают в специфику организационных
отношений. Подлинные чувства часто скрываются.
Подлинного обсуждения целей и методов
работы почти нет. Люди еще мало знают
своих коллег, почти не слушают друг друга,
а творческая коллективная работа фактически
отсутствует.
2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период
борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе,
некоторые его члены стремятся занять
доминирующие позиции. Личные взаимоотношения
приобретают значение, сильные и слабые
стороны отдельных индивидов выходят
наружу. Коллектив начинает обсуждать,
как достичь согласия, и пробует улучшить
взаимоотношения. На этой стадии развития
иногда происходит силовая борьба за лидерство,
в результате которой может произойти
как смена лидера, так и расформирование
коллектива.
3. Результативность. Потенциал коллектива
возрастает, и перед ним встает вопрос,
как использовать имеющиеся теперь способности
и ресурсы. Методы работы пересматриваются,
появляется желание экспериментировать,
и принимаются меры по повышению производительности.
Чаще всего быстро достигаются высокие
результаты.
4. Эффективность. Коллектив приобретает
опыт в успешном решении проблем и использовании
ресурсов. Акцент делается на правильное
использование времени и на уточнение
задач.
5. Мастерство. В развитом коллективе действуют
прочные связи между его членами. Людей
принимают и оценивают по достоинству,
а не по претензиям. Отношения носят неформальный
характер, но приносят удовлетворение.
Коллектив способен показывать превосходные
результаты и устанавливает высокие стандарты
достижений.
6. Старение. Внешние условия изменились,
а коллектив продолжает работать над ранее
поставленными целями, уже не отвечающими
задачам нового времени. На этой стадии
развития коллективу еще удается за счет
опыта и былого мастерства «держаться
на плаву», но по результативности он уже
проигрывает более активным конкурентам.
7. Смерть. Происходит крупная реорганизация
предприятия или его полная ликвидация,
коллектив формально прекращает свое
существование, и люди трудоустраиваются
в другие места. В процессе реорганизации
результативность работы коллектива очень
низкая, и лучше этот процесс сократить
до минимума («быстрая кончина»).
5.
Власть и лидерство
Руководитель организации - это человек,
который одновременно с обладанием формальным
статусом, является лидером, и эффективно
управляет своими подчиненными. Влияя
на людей, он заставляет их выполнять порученную
работу.
Влияние - это поведение отдельного человека,
которое может вносить изменения в поведение,
отношения, ощущения и т.п. другого человека.
Власть - возможность влиять на поведение
людей.
Существуют следующие формы власти:
Лидерство
- это способность оказывать
Для того, чтобы лидерство и влияние были
эффективными, руководители применяют
власть.
Лидер — это личность, за которой все остальные
члены группы признают право брать на
себя наиболее ответственные решения,
затрагивающие их интересы и определяющие
направление и характер деятельности
всей группы. Он может быть назначен официально,
а может и не занимать никакого официального
положения, но фактически руководить коллективом
в силу своих организаторских способностей.
Руководитель назначен официально, извне,
а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не
только направляет и ведет своих последователей,
но и хочет вести их за собой, а последователи
не просто идут за лидером, но и хотят идти
за ним. Исследования показывают, что знания
и способности лидера оцениваются людьми
всегда значительно выше, чем соответствующие
качества остальных членов группы. Лидеру
присущи следующие психологические качества:
уверенность в себе, острый и гибкий ум,
компетентность как доскональное знание
своего дела, сильная воля, умение понять
особенности психологии людей, организаторские
способности. Однако анализ реальных групп
показал, что порой лидером становится
человек, и не обладающий перечисленными
качествами, и, с другой стороны, человек
может иметь данные качества, но не являться
лидером. Возникла ситуативная теория
лидерства, согласно которой лидером становится
тот человек, который при возникновении
в группе какой-либо ситуации имеет качества,
свойства, способности, опыт, необходимые
для оптимального разрешения этой ситуация
для данной группы. В разных ситуациях
группа выдвигает разных людей в качестве
лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина
выделены типы лидеров в зависимости от
характера деятельности (универсальный
лидер, ситуативный лидер), ее содержания
(лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель,
деловой лидер, эмоциональный лидер) и
стиля руководства (авторитарный лидер,
демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать
только тот человек, кто способен привести
группу к разрешению тех или иных групповых
ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе
наиболее важные для этой группы личностные
черты, кто несет в себе и разделяет те
ценности, которые присущи группе.