Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:09, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние цвета на эмоциональное состояние школьника. Задачи: Изучение теоретических источников по проблеме влияние цвета на организм человека; Разработать методический аппарат для исследования эмоционального состояния школьников; Анализ данных полученных в ходе исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое исследование влияния цвета на эмоциональное состояние школьников
1.1. Влияние цвета на организм человека…………………………………………………
1.2. Выводы по главе……………………………………………………………………….
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Описание диагностического этапа……………………………………………………
2.2. Результаты исследования………………………………………………………………
2.3. Выводы по главе…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Исследовательская работа по психологии.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследовательская работа по психологии

 
«
Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретическое  исследование влияния цвета на эмоциональное состояние школьников

    1. Влияние цвета на организм человека…………………………………………………
    2. Выводы по главе……………………………………………………………………….

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Описание  диагностического этапа……………………………………………………

2.2. Результаты  исследования………………………………………………………………

2.3. Выводы по  главе…………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………….

Приложение ………………………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  проблемы: в ближайшее десятилетие наши дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, - поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности. Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого цвета, а так же отвергаемые, способствующие изменять его состояние. Мы попытались найти такой школьный дизайн, такие формы, пропорции, цвет – которые вызывали бы определенный эмоциональный отклик у учащихся. 
Цель: исследовать влияние цвета на эмоциональное состояние школьника.

Предмет: влияние цвета на эмоциональное состояние школьника.

Объект: эмоциональное состояние школьника. 
Задачи:

1) Изучение теоретических  источников по проблеме влияние  цвета на организм человека 
2) Разработать методический аппарат для исследования эмоционального состояния школьников. 
3)Анализ данных полученных в ходе исследования 
Методы исследования: 
1) теоретический анализ литературы

2) анкетирование

Практическая  ценность: полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.      Влияние цвета на организм человека

     Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира, Подрастающее поколение можно назвать поколением « Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена [2].

  Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.

    Согласно  медицинской астрологии, каждому  из нас в момент рождения под влиянием совокупности космических факторов определен недостаток отдельных цветов (табл. 1), который в течение жизни необходимо восполнять доступными путями: через пищу, запахи, одежду, минералы, облучение цветом, соляризованную воду [3].

Немногие  сомневаются, что каждый цвет уже  несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет так, например:

  • Красный   -   увеличивает   мускульное   напряжение,   учащает  ритм  дыхания, способствует повышению кровяного давления.
  • Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, 
    способствует пищеварению.
  • Желтый - стимулирует умственную деятельность.
  • Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный.
  • Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает,
  • Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении.
  • Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

                                                   Таблица 1

Недостаток  цвета в организме людей в  соответствии с их знаком зодиака 

Знак  зодиака (дата рождения)
      Недостающий цвет
Овен   (21.03.-20.04) Красный, оранжевый, желтый.
Телец (21.04.-21.05)     Белый, желтый, зеленый, фиолетовый.
Близнецы (22.05-21.06) Желтый, оранжевый, сиреневый.
Рак  (22.06.-22.07) Зеленый, фиолетовый.
Лев  (23.07.-23.08) Красный, оранжевый, желтый, черный.
Дева  (24.08.-23.09) Белый, оранжевый, золотой, зеленый.
Весы  (24.09.-23.10) Малиновый, оранжевый, золотой, зеленый, голубой, синий.
Скорпион (24.10.-22.11) Красный и темно-огненный.
Стрелец  (23.11.-21.12) Красный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Козерог (22.12-20.01) Синий, пепельно- серый, черный.
Водолей (21.01.-18.02) Синий, зеленый, фиолетовый.
Рыбы      (19.02.-20.03) Морской волны, голубой, синий, фиолетовый.
 

     Наиболее благоприятные для человеческого  глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, и это с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот, белая фигура посреди черного способна пробудить надежду, желание радости. Часто люди, подчиняясь неосознанным устремлениям, интуитивно подбирают для себя

цветовую гамму  в костюме, домашнем интерьере, выражая  в этом черты своего характера.

  Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:

  • красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона;
  • синий и фиолетовый - как холодные;
  • у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.

   Если  мы вернемся в прошлое на несколько  десятилетий назад и вспомним в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несу эти цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких - либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет - это не аккупированная территория, пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.

  Цветопсихологические  исследования детей показали, что  дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.

 В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.

 В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто - зеленому, а затем к зеленому.

После 12 лет любимый  цвет - синий.

В своей  книге «Человек – цвет - пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрименг, А. Ксавер предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.

    Желтый    цвет - светлый, как солнечный день - вызывает веселое радостное настроение.

    Фиолетовый  и синий - цвета неуверенность, сумрачность.

    Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены окрашенные в темно - синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.

    Светлая зелень кажется легкой, воздушной  и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.

    Коричневый  цвет воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.

   Активные  цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно- синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся [5].

                    Таблица 2

                                     Цвет и возраст

Возраст Предпочитаемые  цвета Цвет    вызывающий отрицательное отношение Преобладающее психологическое состояние.
4-10 Красный пурпурный, розовый, бирюзовый Черный,        темно- коричневый, серый Пребывание  в мире сказок.
11-12 Зеленый, желтый, красный Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый Преобладание  чувственного  восприятия мира
13-16 Ультрамарин, зеленый, оранжевый Фиолетовый, лиловый Рациональный  подход к   восприятию мира,          развитие самосознания
17-19 Красно-оранжевый Пурпурный, розовый Инстинктивно- целенаправленное восприятие мира
 

Информация о работе Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников