Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:09, курсовая работа
Цель: исследовать влияние цвета на эмоциональное состояние школьника. Задачи: Изучение теоретических источников по проблеме влияние цвета на организм человека; Разработать методический аппарат для исследования эмоционального состояния школьников; Анализ данных полученных в ходе исследования.
Введение……………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое исследование влияния цвета на эмоциональное состояние школьников
1.1. Влияние цвета на организм человека…………………………………………………
1.2. Выводы по главе……………………………………………………………………….
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Описание диагностического этапа……………………………………………………
2.2. Результаты исследования………………………………………………………………
2.3. Выводы по главе…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………………………..
В
соответствии с данной
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево - красными или оранжевым, для 10-ти и 11- летних детей - желто-зеленым, затем зеленым.
Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале семейный доктор.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый) Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания. Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения- доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно- зеленая доска: на ее фоне лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание; его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом. Традиционный черный на белом воспринимается хуже, и.т.д.
Спортзал
- выглядит замечательно, если окрасить
его в светлые оттенки
Лестничные проемы - должны быть зелеными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли - нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.
В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Очень красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Для
актового зала - приемлемы самые
разные решения, но специалисты по цвету
думают, что удачнее всего сочетание (чередование)
светло-зеленых и золотисто - желтых плоскостей.
1.2. Выводы по главе.
Изучив литературу по данной проблеме, мы можем сделать следующие выводы:
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Описание диагностического этапа
Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова». В исследовании приняли участие учащиеся 5 классов в количестве 40 человек.
Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете «Эмоциональной стабильности». Работая с анкетой, мы попытались выяснить, каким цветам отдают предпочтение гимназисты, какие кабинеты наиболее благоприятно влияют на эмоциональное состояние учащихся. Каждому гимназисту предлагалась анкета, на вопросы которой он должен был ответить письменно.
Используя метод наблюдения, было
произведено описание
2.2. Результаты исследования
Анализ
проведенного анкетирования
1. По первому вопросу анкеты эмоционально благополучными кабинетами в гимназии являются: 304 кабинет (кабинет 5 Г), 216 кабинет (ин. языка), 215 кабинет (кабинет психолога), 305 кабинет (ин. языка), 207 кабинет (кабинет 5 В), 303 кабинет ( ин. язык) и кабинет информатики. Мы предполагаем, что в этих кабинетах преобладают светлые тона в окраске и много зелени. Эти цвета положительно влияют на эмоциональное состояние школьников.
2. Отвечая на второй вопрос, гимназисты перечислили свои классные кабинеты. Возможно, это связано, с тем, что они проводят большее время именно в своих кабинетах.
3. Отвечая на третий вопрос, учащиеся выбирают следующие цвета: белый (40%), голубой (17 %), желтый (13 %), зеленый (10%) и другие цвета (20%).
Рисунок 1 Предпочитаемые цвета окраски стен
4. Давая ответ на четвертый вопрос, гимназисты хотели бы, чтобы парты были окрашены в белый цвет (22 %), зеленый (18 %), коричневый или под дерево (15 %) и другие цвета (45%). Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза.
Рисунок
2 Предпочитаемые цвета
окраски парт
5. Классная доска, по мнению гимназистов, должна быть зеленой 63 %, черной 15 % и 22 % это другие цвета. Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темно синими.
Рисунок 3 Предпочитаемые цвета окраски доски
В нашей гимназии
6. Отвечая на этот вопрос, гимназисты перечислили цвета государственного стандарта. Бежевый 27 %, белый 15 %, голубой 8 %, лестничные проемы – зеленый 13 % и другие цвета 37 %. Мы предполагаем, что современным школьникам не хватает спокойствия, умиротворения, нежности и серьезности.
Рисунок 4 предпочитаемые цвета окраски коридоров и лестничных проемов
7. Анализируя ответы на этот вопрос, мы пришли к выводу, что большое количество учащихся 35% хотят, чтобы спортивный зал был больше, 30 % хотели бы, чтобы спортивный зал остался таким, какой он есть. 25 % хотели бы видеть спортивный зал красивым, уютным, оформленным рисунками спортивного содержания, а 10 % ребят предложили другое цветовое решение.
8. 73 % гимназистов ответили, что цветы нужны в кабинетах.
2.3. Выводы по главе
Проанализировав данные анкеты, мы можем сделать следующие выводы:
1) гимназисты интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты (1; 2; 3; 6).
2) некоторые ответы
на анкету совпадают с государственными
стандартами.
Мы считаем, что, планируя дизайн
школы и оформляя кабинеты, администрация
и учителя должны учитывать
влияние цвета на эмоциональное состояние
школьников.
Данные
исследования, полученные в результате
выполнения работы, подтверждают гипотезу
- цветовой дизайн кабинетов может оказывать
влияние на эмоциональное состояние школьников.
Заключение
Настоящая работа посвящена
3. Данные анкеты показали, что дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность. Некоторые ответы анкеты совпадают с государственными стандартами.
Мы считаем, что, планируя
Список литературы
1. Герасименко Н.В, Разноцветный класс //домашний доктор 1998г № 4
2. Дядюн Т.В. Эмоциональные сферы // школьный психолог 2004 № 24 с.9
З. Золоторев Ю.Г, Целительные мудры М:, 200г
4. Зверев А.Т. Зверева Е.Г. Экология 7-9 кл. М:, Дом педагогики, 2002г
5. Ксавер.А., Фрименг
Г.Н. Человек - Цвет - Пространство.
Прикладная цветопсихология. Издательский
дом Питер 1999г.
Приложение 1
АНКЕТА. Инструкция: прочитав вопрос, ответь на него письменно.
Информация о работе Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников