Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение и анализ источников.
2. Изучение особенностей сенсорного развития детей.
3. Определение дидактических игр для развития сенсорики.
Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольника……………………………...
5
1.1.
Понятие и значение сенсорного развития…………………………...
5
1.2.
Сенсорное воспитание детей…………………………………………
7
1.3.
Сенсорные эталоны……………………………………………………
7
1.4.
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста
8
1.6.
Основные принципы сенсорного развития детей…………………...
14
Глава 2. Дидактические игры для дошкольников………………………
18
2.1.
Современные представления об игре………………………………...
18
2.2.
Место дидактической игры в развитии дошкольников……………..
22
2.3.
Виды дидактических игр……………………………………………...
24
2.4.
Стадии дидактической игры………………………………………….
25
Глава 3. Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников………………………………………………………………..
29
3.1.
Сенсорное развитие и дидактические игры………………………….
29
3.2.
Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников……………………………………………….
31
3.3.
Проведение экспериментальной работы……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….
34
Список используемой литературы…………………………………………
Курсовая работа
по теме
«Роль дидактических игр
в сенсорном развитии дошкольника»
Выполнил: ______________
_________________________
_________________________
Проверил: ______________
_________________________
Курган, 2009
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольника……………………………... |
5 | |
1.1. |
Понятие и значение сенсорного развития…………………………... |
5 |
1.2. |
Сенсорное воспитание детей………………………………………… |
7 |
1.3. |
Сенсорные эталоны…………………………………………………… |
7 |
1.4. |
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста |
8 |
1.6. |
Основные принципы сенсорного развития детей…………………... |
14 |
Глава 2. Дидактические игры для дошкольников……………………… |
18 | |
2.1. |
Современные представления об игре………………………………... |
18 |
2.2. |
Место дидактической игры в развитии дошкольников…………….. |
22 |
2.3. |
Виды дидактических игр……………………………………………... |
24 |
2.4. |
Стадии дидактической игры…………………………………………. |
25 |
Глава 3. Влияние
дидактических игр на сенсорное
развитие дошкольников……………………………………………… |
29 | |
3.1. |
Сенсорное развитие и дидактические игры…………………………. |
29 |
3.2. |
Система дидактических
игр и упражнений для сенсорного
развития дошкольников……………………………………………… |
31 |
3.3. |
Проведение экспериментальной работы…………………………….. |
32 |
Заключение…………………………………………………… |
34 | |
Список используемой литературы………………………………………… |
36 | |
Приложения |
Введение
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).
В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н.К. Крупская, она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». [9, с. 6] Называя народные игры, Н.К.Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве также трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.
Актуальность предложенной темы заключается в том, что проблема дидактических игр рассматривалась многим зарубежными и отечественными учеными, педагогами и психологами, но немногие ученые связывали дидактические игры и сенсорное развитие дошкольников.
Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития дошкольников.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорики таких детей будет протекать более успешно.
Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение и анализ источников.
2. Изучение особенностей сенсорного развития детей.
3. Определение дидактических игр для развития сенсорики.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;
метод наблюдения;
метод диагностики;
метод эксперимента; метод статистической обработки результатов экспериментального исследования
Апробация материалов исследования была проведена в 2009 г. в детском саду № 169 г. Кургана.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольника
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [26, с. 105]
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В дошкольном детстве ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - зрительное восприятие начертания букв.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 клacce), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном
воспитании имеет формирование у
детей представлений о
Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это феномен родного языка, звуковые отношения), свой - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойств. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
1.4. Сенсорное
развитие детей на разных
В каждом возрасте перед сенсорным развитием и воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление превращается в овладение пространством.
Не меньшее значение
имеет зрительное восприятие пространства
и пространственных отношений. Однако
подлинное овладение
Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников