Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение и анализ источников.
2. Изучение особенностей сенсорного развития детей.
3. Определение дидактических игр для развития сенсорики.
Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольника……………………………...
5
1.1.
Понятие и значение сенсорного развития…………………………...
5
1.2.
Сенсорное воспитание детей…………………………………………
7
1.3.
Сенсорные эталоны……………………………………………………
7
1.4.
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста
8
1.6.
Основные принципы сенсорного развития детей…………………...
14
Глава 2. Дидактические игры для дошкольников………………………
18
2.1.
Современные представления об игре………………………………...
18
2.2.
Место дидактической игры в развитии дошкольников……………..
22
2.3.
Виды дидактических игр……………………………………………...
24
2.4.
Стадии дидактической игры………………………………………….
25
Глава 3. Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников………………………………………………………………..
29
3.1.
Сенсорное развитие и дидактические игры………………………….
29
3.2.
Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников……………………………………………….
31
3.3.
Проведение экспериментальной работы……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….
34
Список используемой литературы…………………………………………
На начальном этапе было проведено исследование уровня сенсорного развития дошкольников, были получены следующие результаты:
№ п/п |
ФИ ребенка |
Уровень сенсорного развития |
1 |
Лиза М. |
Средний |
2 |
Настя П. |
Низкий |
3 |
Петя И. |
Низкий |
4 |
Андрей Г. |
Средний |
5 |
Артем Р. |
Средний |
6 |
Амалия М. |
Средний |
7 |
Катя С. |
Средний |
8 |
Слава К. |
Низкий |
Таким образом, мы видим, что на начальном периоде исследования в группе было 63% детей со средним уровнем сенсорного развития, 37% детей – с низким уровнем и ни одного ребенка с высоким уровнем сенсорного развития.
После проведения серии дидактических игр с детьми мы получили следующие результаты:
№ п/п |
ФИ ребенка |
Уровень сенсорного развития |
1 |
Лиза М. |
Высокий |
2 |
Настя П. |
Средний |
3 |
Петя И. |
Средний |
4 |
Андрей Г. |
Средний |
5 |
Артем Р. |
Высокий |
6 |
Амалия М. |
Высокий |
7 |
Катя С. |
Средний |
8 |
Слава К. |
Средний |
Мы видим, что
детей с низким уровнем
Таким образом, мы видим положительную динамику сенсорного развития детей средней дошкольной группы после проведения серии дидактических игр.
Заключение
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Ранний и дошкольный
возраст можно назвать
На основе этих задач подобрана система дидактических игр, способствующая сенсорному развитию дошкольников.
Игры-занятия для детей дошколь
Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повыслся.
Таким образом, нами доказана гипотеза курсового исследования - постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.
Список используемой литературы
Приложение №1
Дидактические игры для дошкольников
ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.
Приложение 2
«Сделаем книжку»
(Проводится индивидуально и по подгруппам)
Цель. Представлять ситуацию,
описанную в рассказе, уметь моделировать
ее с помощью раскладывания
Оборудование. Листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа, подносы, клей, кисточки, тряпочки по количеству детей.
Ход работы. 1-й вариант. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого дефектолог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Дефектолог спрашивает: «Что было сначала? - и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить это на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка» . Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.
2-й вариант. Игра проводится наследующий день. Участвуют 6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, дефектолог предлагает делать первую страницу, следующему - вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница - «Во дворе росло дерево»; вторая - «Около дерева сидела птичка»; третья - «Птичка полетела и села на дерево, наверху»; четвертая - «Пришла кошка»; пятая - «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая - «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, дефектолог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.
По такому же типу проводится моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.
Приложение 3
Игра «Угадай, о чем я рассказала»
(Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование. Игрушки, различные по форме, цвету и назначению.
Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, дефектолог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на «толе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».
Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.
Приложение 4
Игра «Загадки»
(Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование. Игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Ход игры. Дети сидят полукругом. У дефектолога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просил отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей в конце описания отличительный признан (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки, Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).
Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».
Приложение 5
Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников