Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:49, курсовая работа
Цель исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:
- использовании зрительных ориентиров
- использовании озвученной атрибутики
если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
при специальной организации помещения
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Курсовая работа
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретическое обоснование
проблемы влияния подвижных игр на развитие
зрительного внимания у детей дошкольного
возраста с нарушением зрения………………………………………………………………
1.2 Подвижные игры в
работе с детьми дошкольного
возраста с нарушением зрения……
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое
исследование по проблеме влияния подвижных
игр на развитие зрительного внимания
у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения………………………………………………………………
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение ………………………………………………………………………35
Введение
По данным Всемирной
организации здравоохранения, в
последние десятилетия во всех странах
мира качественно и количественно
изменился состав детей с нарушениями
зрения. Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного
восприятия у детей инвалидов по зрению
чрезвычайно актуальна и занимает особое
место в сфере их медико-психолого-
В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии.
Для детей данной категории необходимо создавать систему специальных, коррекционных, педагогических методов и приемов. Они помогут ребенку восполнить недостатки развития и адаптироваться в нормальный, социально-общественный процесс.
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать значительное место.
«Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение…»
Эти слова принадлежат известному французскому ученому Ж. Фабру. Он хорошо понимал, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, любому взрослому, взявшемуся за самую может быть, ответственную миссию – растить Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не диктатора или надзирателя
Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в разных аспектах: историческом, этнографическом, социологическом, этическом, психологическом, педагогическом.
Таким образом, проблема нашей работы: каким образом подвижные игры будут оказывать влияние на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:
- использовании зрительных ориентиров
- использовании озвученной атрибутики
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать проблему развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;
2. изучить вопрос использования подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. теоретически доказать
влияние подвижных игр на
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.1 Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
В отечественной психологии
внимание определяется как «направленность
и сосредоточенность
Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присуще и детям с нарушением зрения.
Однако полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет отражение предметов и явлений окружающей среды. Восполнить недостатки в чувственном опыте может только активизация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.
Внимание, как одна из
сторон психической деятельности незрячих
и слабовидящих детей изучено
крайне недостаточно. Однако все тифлопсихологи
и тифлопедагоги отмечают большое
значение внимания в компенсации
и коррекции последствий
В тифлопсихологии было широко распространено мнение, согласно которому слабовидение вызывает положительные автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности. « Зрение, - писал К.Штумпф, - наносит ущерб нашему вниманию не столько рассеянностью, которую оно вызывает, столько одновременностью впечатлений, которую оно обуславливает. Зрительные восприятия обладают той особенностью, что они притекают к нам одновременно целой массой и, таким образом, в известном смысле оглушают и спутывают сознание, которое, будучи подавлено тяжестью зрелища, блуждает от одного объекта к другому, не зная, на чем остановиться и сосредоточиться. Это непостоянство входит в потребность и в привычку, влияние которой на нашу психическую деятельность мы так хорошо осознаем, что, что когда мы хотим сосредоточить наше внимание, мы закрываем глаза и таким образом искусственно делаем себя слепыми. Наоборот, осязательные и слуховые ощущения являются по своей природе разъединенными; они входят в сознание последовательно, и психика занимается ими без труда, со все возрастающей интенсивностью» [4, с. 188]
Такие тифлопсихологи, как К. Бюрклен, П. Виллей, А.А. Крогиус, Ф. Цех, утверждали, что сужение сферы чувственного познания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у них может развиваться, причем достигать того же уровня, что и у зрячих.
Внимание, не являясь
самостоятельным психическим
Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию. Внимание как сторона психической деятельности детей с нарушением зрения исследовано еще недостаточно. Однако его большое значение для компенсации дефектов зрения отмечается почти всеми тифлопсихологами и педагогами.
Наблюдения за слабовидящими детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленное узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить также, что уменьшение количества раздражителей при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания. Внимание слабовидящих может интенсивно развиваться и достигать того же уровня, как у нормально видящих.
Виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно вязано с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.
Произвольное внимание – избирательная устойчивая активность по отношению к какому – либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме, так и с помощью речи.
Послепроизвольное внимание – избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом ребенка к выполнению какого – либо задания.
Первоначально непроизвольное
внимание формируется и
Высшие виды внимания (произвольное и послепроизвольное)
непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются волевые качества, интересы, личность, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Отсюда следует, что приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности способствует развитию произвольного и непроизвольного внимания.
Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой.
Устойчивость –
Переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные.
Распределение – характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно.
Объем – число объектов, на которые одновременно направлено внимание.
Проявление и развитие данных качеств внимания имеет некоторые особенности. Затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейшим условием устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством и объемом внимания.
Затруднения, испытываемые
лицами с дефектами зрения
в процессе познавательной и
трудовой деятельности, требуют
от них гораздо более