Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:49, курсовая работа
Цель исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:
- использовании зрительных ориентиров
- использовании озвученной атрибутики
если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
при специальной организации помещения
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных во время работы. Ошибкам считаются пропущенные нужные или не зачеркнутые ненужные изображения;
8 – 10 баллов – показатель S находиться в пределах от 1,00 до 1,25 и выше
4 – 7 баллов – показатель S находиться в границах от 0, 50 до 1,00
0 – 3 баллов – показатель S находиться в пределах от 0,0 до 0,50
Устойчивость внимания оценивается в баллах:
8 – 10 баллов – все точки графика находятся в пределах одной, двух зон;
4 – 7 баллов – все точки графика располагаются в трех, четырех зонах;
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах;
Вывод об уровне развития
8 – 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
4 – 7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;
0 – 3 баллов – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;
§2.2 Результаты констатирующего эксперимента
По результатам
После проведения методики № 1 был выявлен следующий объем внимания у детей данной экспериментальной группы: низкий уровень развития был выявлен у 2 детей, средний уровень у 5 детей, и высокий уровень развития был обнаружен у 3 детей и в процентном соотношении составил:
Низкий уровень - 20%
Средний уровень - 50%
Высокий уровень – 30%
Исходя из этого, можно сделать вывод – что после проведения первой диагностической методики в данной группе преобладает средний уровень объема внимания.
После проведения методики №2 уровень концентрации и устойчивости внимания детей был следующим: низкий уровень развития был выявлен у 1 ребенка, средний уровень развития у 6 детей, высокий уровень развития присутствовал у 3 детей. и в процентном соотношении составил:
Низкий уровень – 10%
Средний уровень –60 %
Высокий уровень – 30%
Отсюда следует, что после проведения второй диагностической методики в данной экспериментальной группе преобладает средний уровень развития устойчивости и концентрации внимания.
Из сравнительного анализа результатов двух методик видно, что у детей этой возрастной группы уровень развития зрительного внимания составляет:
низкий – 2 человека, средний – 5 детей, высокий – 3 ребенка
Таким образом, уровень развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения невысокий, в основном преобладает средний, что свидетельствует о необходимости проведения с детьми подвижных игр, направленных на повышении концентрации, объема, устойчивости внимания,
Вывод
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были подобраны две диагностические методики: «Найди и вычеркни» и «Запомни и расставь точки». Данные методики направленные на комплексное обследование уровня развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения. Дали полное описание каждой методики, выделили критерии и качественные показатели по которым оценивали уровень развития зрительного внимания. При проведении эксперимента были определены общие критерии и качественные показатели низкого, среднего и высокого уровней развития зрительного внимания.
Из сравнительного анализа результатов двух методик видно, что дети этой возрастной группы имеют не высокие показатели уровня развития зрительного внимания, в основном в группе преобладает средний уровень развития. После проведения двух методик все дети были распределены на три группы по уровню развития зрительного внимания.
Количественный анализ результатов по двум методикам показал:
Низкий уровень – 2 ребенка, что составило 15%
Средний уровень –5 детей, что составило 55%
Высокий уровень –3 ребенка, что составило 30%
Таким образом, после проведения диагностических методик уровень развития зрительного внимания в старшей группе детей с нарушением зрения составляет средний. Отсюда следует, что дети данной возрастной группы нуждаются в проведении серии подвижных игр направленных на повышение уровня развития зрительного внимания. Данные комплексы игр будут разрабатываться на основе полученных результатов.
Заключение
- при использовании зрительных ориентиров
- при использовании озвученной атрибутики
- если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
- при специальной организации помещения
В теоретической части нашего исследования мы выявили особенности развития внимания у детей с нарушением зрения. Охарактеризовали подвижные игры как средство повышения уровня развития зрительного внимания в работе с детьми с ограниченными возможностями, то есть мы теоретически обосновали проблему использования подвижных игр как средства развития психических функций ребенка.
В ходе констатирующего эксперимента, нами были подобраны две диагностические методики, которые были направлены на комплексное обследование уровня развития зрительного внимания у детей старшей группы с нарушением зрения. Выявили начальный уровень развития зрительного внимания у детей с нарушением зрения, он составил – средний. Сделали сравнительный анализ двух диагностических методик и объединили результаты детей в три группы по уровню развития зрительного внимания. Это составило:
Низкий уровень – 2 ребенка, что составило 15%
Средний уровень –5 детей, что составило 55%
Высокий уровень –3 ребенка, что составило 30%
Таким образом, результат проведения эмпирического исследования позволил нам сделать вывод об эффективности влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания при соблюдении выдвинутых нами условий, что является подтверждением нашей гипотезы.
Список литературы