Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Объект исследования: семья в качестве малой социальной группы.
Предмет исследования: проявления ревности в семейных отношениях.
Цель: провести теоретически и экспериментальный анализ проблемы ревности в семейных отношениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «РЕВНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ 4
1.1 Сущность понятия 4
1.2. Поведенческие особенности мужчин и женщин, склонных к ревности 8
1.3. Типы ревности, выделяемые психологами 11
1.4. Проблема супружеских конфликтов 13
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 21
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования 21
2.2. Методологический аппарат исследования 22
2.3. Результаты исследования 25
2.4. Работа психолога-консультанта с конфликтами относительно дефицита доверия и близости в отношениях супругов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Вторая – сосредоточенность
супругов на своих делах. Типичен
«шлейф» прежнею образа жизни, привычек,
друзей, нежелание поступиться чем-либо
из своей прошлой жизни для успешн
Третья – дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.
Четвертая – «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И тем не менее – ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.
Пятая – «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.
Шестая – озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни. 15
• Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
• Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
• Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций – прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
• Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
• Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
• Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
• Уметь понимать и
предугадывать желания и
• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
• Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
Цель экспериментального исследования: анализ влияния ревности на конфликтогенные сферы супружеских отношений.
Гипотеза исследования: проявления ревности в семейных отношениях приводят к столкновениям и в других сферах семейной жизни.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в экспериментальной части исследования поставлены следующие задачи:
1. Подобрать психодиагностическую методику, адекватную целям исследования.
2. Исследовать влияние ревности на конфликтогенные сферы супружеских отношений.
Выборка исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 5 супружеских пар.
№ |
Имя |
Возраст |
Стаж семейной жизни |
Брак |
Кол-во детей |
1 |
Сергей Инна |
43 37 |
14 |
2 брак 2 брак |
2 |
2 |
Игорь Оксана |
39 31 |
12 |
2 брак 1 брак |
1 |
3 |
Леонид Ирина |
35 32 |
8 |
1 брак 1 брак |
1 |
4 |
Дмитрий Татьяна |
34 30 |
6 |
1 брак 1 брак |
1 |
5 |
Николай Елена |
29 28 |
4 |
1 брак 1 брак |
нет |
В исследовании применялись методика Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» и тест на удовлетворенность браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.
Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.
Методика представляет собой тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.
В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы - активное выражение несогласия, не согласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс - активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от "-2" до "+2".
"В отношениях между
супругами довольно часто
Шкала ответов:
Тестовый материал см. Приложение 1.
Изучение конфликтов в супружеских парах позволило авторам методики выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:
Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основаниям "виновного в конфликте". Слово "вина" взято в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре:
Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку).
Значения индексов меняются от -2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях, положительные - о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к -1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях, а близкие к 2 (или к -2) говорят об активной позиции в данной ситуации.
Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к -2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.
2. Тест на удовлетворенность браком
Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям. Есть, правда, немало людей, которые не состоят в браке и, тем не менее, являются хорошими учителями и воспитателями.
В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.
Текст опросника см. Приложение 2.
Обработка и оценка результатов
Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») — 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.
Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0-16 баллов — полная неудовлетворенность;
17-22 балла — значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.
29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33-38 баллов — значительная удовлетворенность.
39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.
Как было указано выше, выделено 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:
В соответствии с данным разграничением результаты методики выглядят следующим образом (см. табл. 1)
Таблица 1
Результаты исследования характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации
№ |
Имя |
Сферы столкновения (баллы) |
Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
1 |
Сергей Инна |
1,0 1,0 |
1,5 1,25 |
1,25 1,25 |
1,5 1,0 |
1,25 1,25 |
1,5 1,25 |
1,5 1,25 |
1,25 1,0 |
позитивный характер |
2 |
Игорь Оксана |
-0,75 0,5 |
0,75 0,5 |
-1,0 -0,5 |
-1,0 -1,0 |
-0,75 0,25 |
-1,0 -0,5 |
-1,0 1,0 |
-0,5 1,0 |
пассивный характер |
3 |
Леонид Ирина |
0,5 0,75 |
0,5 0,25 |
-1,0 -1,0 |
-1,0 -0,5 |
0,75 0,5 |
1,0 0,5 |
1,0 1,5 |
1,0 -0,5 |
пассивный характер |
4 |
Дмитрий Татьяна |
-1,5 -1,5 |
-0,25 -0,25 |
-1,75 -1,5 |
-1,25 -1,0 |
-1,5 -1,25 |
-1,5 -1,0 |
-1,75 -0,75 |
-0,25 -0,5 |
негативный (конфликтный) характер |
5 |
Николай Елена |
0,75 0,75 |
0,5 0,25 |
0,5 1,0 |
-1,0 -0,5 |
0,5 0,5 |
-1,0 -1,0 |
1,0 1,0 |
1,0 1,0 |
пассивный характер |
Информация о работе Влияние ревности на супружеские отношения