Влияние ревности на супружеские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: семья в качестве малой социальной группы.
Предмет исследования: проявления ревности в семейных отношениях.
Цель: провести теоретически и экспериментальный анализ проблемы ревности в семейных отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «РЕВНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ 4
1.1 Сущность понятия 4
1.2. Поведенческие особенности мужчин и женщин, склонных к ревности 8
1.3. Типы ревности, выделяемые психологами 11
1.4. Проблема супружеских конфликтов 13
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 21
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования 21
2.2. Методологический аппарат исследования 22
2.3. Результаты исследования 25
2.4. Работа психолога-консультанта с конфликтами относительно дефицита доверия и близости в отношениях супругов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа состоит из  1 файл

Влияние ревности на супружеские отношения.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Вторая – сосредоточенность  супругов на своих делах. Типичен  «шлейф» прежнею образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.

Третья – дидактическая. Один из супругов постоянно поучает  другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.

Четвертая – «готовность  к бою». Супруги постоянно находятся  в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И тем не менее – ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.

Пятая – «папенькина  дочка», «маменькин сынок». В процесс  установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.

Шестая – озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов  совместной супружеской жизни. 15

• Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака  и после его заключения.

• Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как  настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые  были заранее спланированы.

• Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных  ситуаций – прекрасная возможность  быстрее узнать, насколько оба  партнера готовы жить по принципу двустороннего  компромисса.

• Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.

• Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем  дорогие подарки, за которыми порой  кроется равнодушие, неверность и др.

• Быть терпимым, уметь  забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.

• Уметь понимать и  предугадывать желания и потребности  партнера.

• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.

• Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно  воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

 

2. Опытно-экспериментальное исследование семейных отношений

2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования

 

Цель экспериментального исследования: анализ влияния ревности на конфликтогенные сферы супружеских отношений.

Гипотеза исследования: проявления ревности в семейных отношениях приводят к столкновениям и в других сферах семейной жизни.

Для достижения цели и  подтверждения гипотезы в экспериментальной части исследования поставлены следующие задачи:

1. Подобрать психодиагностическую методику, адекватную целям исследования.

2. Исследовать влияние ревности на конфликтогенные сферы супружеских отношений.

Выборка исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 5 супружеских пар.

Имя

Возраст

Стаж семейной жизни

Брак

Кол-во детей

1

Сергей

Инна

43

37

14

2 брак

2 брак

2

2

Игорь

Оксана

39

31

12

2 брак

1 брак

1

3

Леонид

Ирина

35

32

8

1 брак

1 брак

1

4

Дмитрий

Татьяна

34

30

6

1 брак

1 брак

1

5

Николай

Елена

29

28

4

1 брак

1 брак

нет


 

2.2. Методологический  аппарат исследования

 

В исследовании применялись методика Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» и тест на удовлетворенность браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

1. Методика Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Методика дает возможность  охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.

Методика представляет собой тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.

В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций  на определенную ситуацию, в которую  заложены два признака: активность или пассивность реакции и  согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы - активное выражение несогласия, не согласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс - активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от "-2" до "+2".

Инструкция к тесту 

"В отношениях между  супругами довольно часто бывают  недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу ответов), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях. Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов "правильных" и "неправильных". Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам наиболее подходящим и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне".

Шкала ответов:

  • -2: категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогласие и настаиваю на своем.
  • -1: не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.
  • 0: ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий.
  • 1: в целом согласен(а) с тем, что говорит он (она), но не считаю необходимым выражать свое отношение.
  • 2: полностью согласен(а) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.

Тестовый материал см. Приложение 1.

Ключ к тесту

Изучение конфликтов в супружеских парах позволило авторам методики выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:

  • Проблемы отношений с родственниками и друзьями: 1, 5, 8, 20;
  • Вопросы, связанные с воспитанием детей: 4, 11, 16, 23;
  • Проявление стремления к автономии: 6, 18, 21, 22;
  • Нарушение ролевых ожиданий: 2, 12, 27, 29;
  • Рассогласование норм поведения: 3, 26, 28, 30
  • Проявление доминирования одним из супругов: 9, 25, 31, 32;
  • Проявление ревности: 13, 14, 17, 24;
  • Расхождения в отношении к деньгам: 7, 10, 15,19.

Кроме того, ситуации могут  быть разделены на две группы по основаниям "виновного в конфликте". Слово "вина" взято в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре:

  • в ситуациях № 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 31 в большей степени в возникновении конфликта "виноват" респондент;
  • в ситуациях №1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал супруг (супруга).
Обработка и интерпретация результатов теста

Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому  блоку).

Значения индексов меняются от -2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях, положительные - о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к -1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях, а близкие к 2 (или к -2) говорят об активной позиции в данной ситуации.

Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к -2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.

2. Тест на удовлетворенность браком

Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям. Есть, правда, немало людей, которые не состоят в браке и, тем не менее, являются хорошими учителями и воспитателями.

В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них  соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.

Текст опросника см. Приложение 2.

Обработка и  оценка результатов 

Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») — 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.

Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:

0-16 баллов — полная неудовлетворенность;

17-22 балла — значительная неудовлетворенность;

23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.

29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

33-38 баллов — значительная удовлетворенность.

39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.

2.3. Результаты исследования

 

Как было указано выше, выделено 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:

    1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями;
    2. Вопросы, связанные с воспитанием детей;
    3. Проявление стремления к автономии;
    4. Нарушение ролевых ожиданий;
    5. Рассогласование норм поведения;
    6. Проявление доминирования одним из супругов;
    7. Проявление ревности;
    8. Расхождения в отношении к деньгам.

В соответствии с данным разграничением результаты методики выглядят следующим образом (см. табл. 1)

Таблица 1

Результаты исследования характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации

Имя

Сферы столкновения (баллы)

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Сергей

Инна

1,0

1,0

1,5

1,25

1,25

1,25

1,5

1,0

1,25

1,25

1,5

1,25

1,5

1,25

1,25

1,0

позитивный характер

2

Игорь

Оксана

-0,75

0,5

0,75

0,5

-1,0

-0,5

-1,0

-1,0

-0,75

0,25

-1,0

-0,5

-1,0

1,0

-0,5

1,0

пассивный характер

3

Леонид

Ирина

0,5

0,75

0,5

0,25

-1,0

-1,0

-1,0

-0,5

0,75

0,5

1,0

0,5

1,0

1,5

1,0

-0,5

пассивный характер

4

Дмитрий

Татьяна

-1,5

-1,5

-0,25

-0,25

-1,75

-1,5

-1,25

-1,0

-1,5

-1,25

-1,5

-1,0

-1,75

-0,75

-0,25

-0,5

негативный (конфликтный) характер

5

Николай

Елена

0,75

0,75

0,5

0,25

0,5

1,0

-1,0

-0,5

0,5

0,5

-1,0

-1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

пассивный характер

Информация о работе Влияние ревности на супружеские отношения