Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - выявить и описать влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психофизиологию восприятия рок-музыки у подростков.
3. Раскрыть влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………….….3
РАЗДЕЛ I. Методологические основы восприятия музыки ……….…6
1.1. Особенности восприятия музыки………………….…………………6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.............................................................................................................18
Выводы по первому разделу……………………………………………25
РАЗДЕЛ ІІ. Исследование особенностей восприятия …………………26
2.1. Диагностика особенностей восприятия рок-музыки …….……..26
2.2. Анализ полученных результатов………………………………….30
Выводы по второму разделу……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая закончить.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

История развития рока, его стилей и направлений – одна из благодарнейших областей музыкальных интересов старшеклассников.

Даже беглое выяснение  рок-привязанностей старшеклассников свидетельствует о неоднородности, «полифоничности» их музыкальных вкусов. Девочки, как правило, предпочитают не группу, а солиста. Для них обаятельная личность солиста – важное условие музыкального предпочтения. Музыкальные вкусы девочек «мягче». Музыкальные вкусы юношей «жестче». «Метал», брейк – это уже не для девочек [31, c. 633].

Конечно, у рока есть и недостатки. Многие поклонники рок-музыки воспринимали вседозволенность рок-культуры, выражавшуюся в музыке, слишком буквально. Это и пристрастие к наркотикам, и вызывающее дерзкое поведение на улицах, частые пьянки и т.д. И, тем менее, это не может уменьшить воспитательное значение рок-музыки, а особенно, того резонанса, который оставила она среди молодежи. Рок можно не любить, можно ненавидеть, но его нельзя не замечать. Следы влияния рок-музыки можно заметить везде: в моде, в поведении. Рок-слэнгом пользуются уже представители не только рок культуры, но и других культур.

Со стороны психологов и педагогов целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.

Рок-музыка требует сегодня повышенного внимания со стороны общества и психолога. Современная наука понимает серьезнейшую проблему экологии детства. Вполне правомерно говорить и об экологии музыкального сознания подрастающего поколения.

Таким образом, необходимо отметить неоспоримость положительного значения рок-музыки. На ней уже выросло не одно поколение и она продолжает развиваться, приобретая все больше и больше поклонников. Рок-музыка дала молодежи возможность самовыражаться и высказывать свои требования и желания.

 

1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте

 

Подростковый  возраст  является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой  регуляции ребенка.

Переживания подростка  становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства [25, c. 239].

Огромное значение в  этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор [2, c. 163].

Отрочество из-за потребности познать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели [20, c. 172].

Психологическим аспектам становления личности подростка  посвящено множество работ. В  этом возрасте окончательно формируется  интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование  своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 14–15 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека [7, c. 637].

В подростковый период жизни  человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитием эмоциональной сферы подростка?

Установлено, что с  возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы  «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий  более ярко и интенсивно по сравнению  не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но если его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра» [26, c. 196].

По результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали  себя очень счастливыми в шесть  раз чаще родителей, а очень несчастными - в три раза чаще. Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые чувствовали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию [30, c. 178].

Такой всплеск в эмоциональной  жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов - возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения - ослабевают. Таким образом, получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее.

Между тем, эмоции и чувства  подростков в большей степени  относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей  степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.

Еще одна важная особенность  эмоциональной сферы подростков - возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

Эмоции обычно делят  на положительные (радость, интерес  и т.п.) и отрицательные (страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными.

По мнению Е. П. Ильина, подростки более склонны к  проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и  печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 14-15 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается [21, c. 131].

Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого  «эмоционального нуля»- скука. Его  опасность состоит в том, что  у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными - очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки.

Имеются данные (Л. А. Регуш, А. А. Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников, в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной [2, c. 68].

Эмоциональное развитие мальчиков-подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более  эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым  разным поводам, больше любят разговаривать  о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков – нет.

Однако у них различаются  эмоциональные реакции на сложные  ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере - резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же, как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и т.п.) Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

По данным Л. А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что возраст 13-15 лет пик эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-8-х классов, т. е. в возрасте 13-15 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 14-15-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.

Как считает В. Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях», без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом [17, c. 89].

В число наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. А переживания, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычно уступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, как показали исследования (А. И. Подольский, О. А. Идобаева) на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит [30, c. 167].

Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как  период повышенной эмоциональности, что  проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании  полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.

В следующей части  нашей работы мы экспериментально проверим эмоциональные особенности восприятия рок-музыки у подростков 14-15 лет.

 

Выводы по первому  разделу

 

Таким образом, музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие подростка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению, она выполняет воспитательную функцию.

Нами выяснено, что  музыкальное восприятие включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые исполнителем в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.              

Информация о работе Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет