Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - выявить и описать влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психофизиологию восприятия рок-музыки у подростков.
3. Раскрыть влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………….….3
РАЗДЕЛ I. Методологические основы восприятия музыки ……….…6
1.1. Особенности восприятия музыки………………….…………………6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.............................................................................................................18
Выводы по первому разделу……………………………………………25
РАЗДЕЛ ІІ. Исследование особенностей восприятия …………………26
2.1. Диагностика особенностей восприятия рок-музыки …….……..26
2.2. Анализ полученных результатов………………………………….30
Выводы по второму разделу……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая закончить.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Следовательно, психологический анализ музыкального восприятия обогащает общее представление о перцептивной деятельности, ибо принадлежит к наиболее сложной по своей организации и загадочной для психологов эстетической сфере духовной жизни личности.

Следует отметить, что человеческое восприятие неотделимо от внутренних мыслительных исканий. При обработке чувственных впечатлений в нем происходит «процесс своеобразной постановки проблемы, выдвижение гипотез, их проверка и превращение в истинное знание».

Нами выяснено, что подростковый  возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

Наши исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций.

Со стороны психологов и педагогов целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.

 

РАЗДЕЛ ІІ. Исследование особенностей восприятия

 

2.1. Диагностика особенностей восприятия  рок-музыки

 

Для диагностики особенностей эмоционального восприятия рок-музыки нами было проведено экспериментальное исследование.

Цель эксперимента –  оценить динамику изменения самочувствия, активности и настроения при прослушивании испытуемыми рок-музыки, и выявить ее влияние на эмоциональное восприятие подростков.

Задачи эксперимента: проведение и анализ эксперимента по теме курсовой работы.

Эксперимент проводился на базе школы № 14 в 8-Б классе. Количество учащихся  - 20 человек.

Суть эксперимента состояла в использовании методики САН  для выявления эмоционального восприятия рок-музыки у подростков 14-15 лет.

Оборудование: персональный бланк методики САН (Приложение 1), аудио-проигрыватель, музыкальное произведение жанра рок-музыка группы Nirvana «Smells Like Teen Spirit».

Этапы эксперимента:  первый (Таблица 1), второй (Таблица 2).

 

Таблица 1

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 2.1.

первого этапа эксперимента курсовой работы

Методика и диагностика  самочувствия, активности и настроения

Класс:  8-Б          

Дата: 28. 04. 2011 г.      

Время: 11:40

ФИО

Самочувствие

Активность

Настроение

1

 Евегний А.

5,1

5,7

6,5

2

Миша. В.

6,6

6,5

6,2

3

Константин. А.

4,8

4,9

5,1

4

Виктор. В.

6,1

5,6

5,6

5

Руслан. А.

6

5,1

5,4

6

Антон. С.

6

4,8

6,3

7

Тамила. Ф.

3,3

3,5

3

8

Тамила. А.

5,9

3,2

5,9

9

Виктор К.

5,9

5,1

6

10

Олег. К.

6,5

5,6

7

11

 Роман. А.

5,2

4,6

6,4

12

 Марина. И.

6,4

5,9

5,8

13

 Максим. А.

6,3

5,8

6,9

14

Арсен. Б.

6,7

5,5

6,1

15

 Анастасия. И.

6

5,4

6,5

16

Андрей. А.

6,2

5,3

6,6

17

Валерий. Г.

7

6,4

6,6

18

Алексей. И.

4,6

4,3

4,5

19

 Артем. В.

6,6

5,9

6,3

20

Евгений. В.

5,6

4,8

5,9

 

5,84

5,2

5,93


Таблица 2

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 2.2.

второго этапа эксперимента курсовой работы

Методика и диагностика  самочувствия, активности и настроения

Класс:  8-Б

Дата: 28. 04. 2011 г.

Время: 12:00

ФИО

Самочувствие

Активность

Настроение

1

 Евегний А.

6,4

6,7

6,6

2

Миша. В.

7

6

6,2

3

Константин. А.

5,2

3,6

6,1

4

Виктор. В.

6

5,6

5,3

5

Руслан. А.

7

5,3

6,2

6

Антон. С.

6,6

5

7

7

Тамила. Ф.

3

3,7

4

8

Тамила. А.

6,2

5,4

6,3

9

Виктор К.

6,4

5,6

6,7

10

Олег. К.

6,6

4,9

6,8

11

 Роман. А.

6,2

4,3

6,6

12

 Марина. И.

6,8

6,8

5,3

13

 Максим. А.

6,4

6,5

6,4

14

Арсен. Б.

6,1

3,6

5,7

15

 Анастасия. И.

6,2

4,9

6,5

16

Андрей. А.

6,8

5,2

6,7

17

Валерий. Г.

7

6,4

6,6

18

Алексей. И.

6,1

5,4

6,3

19

 Артем. В.

6,8

6,2

6,1

20

Евгений. В.

7

6,4

6,5

 

6,29

5,38

6,2


Таблица 3

2.3. Сравнительная таблица  результатов первого и второго этапов эксперимента в 8-Б классе

 

Показатели

Самочувствие, ∑

Активность, ∑ 

Настроение, ∑

I этап

5,84

5,2

5,93

II этап

6,29

5,38

6,2


 

 

Диаграмма 4.

 

Сравнительная диаграмма  результатов первого и второго этапов эксперимента в 8-Б классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ полученных  результатов.

 

В ходе первого этапа эксперимента, испытуемым предлагалось описать свое состояние в данный момент  с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков, в которых они должны были выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывала их состояние, и отметить цифру, которая соответствовала степени выраженности данной характеристики. Результаты первого этапа приведены в таблице 2.1.

Между первым и вторым этапом в классе звучала рок-музыка группы Nirvana «Smells Like Teen Spirit». Данная мелодия была выбрана нами ввиду ее наиболее типичных признаков, соответствующих показателям рок-музыки – ритмичностью, выразительностью и энергичностью. Время прослушивания – 7 минут. Учащимся 8-Б была дана целевая установка на внимательное прослушивание музыкальной композиции. Обоснование выбора  данного возрастного периода описано нами в главе 1.2.

Далее был проведен завершающий, второй этап эксперимента, состоящий из повторного заполнения бланков методики САН. Результаты приведены в таблице 2.

Сравнительные результаты первого и второго этапов эксперимента приведены в сравнительной таблице 3 и графически отражены в сравнительной диаграмме 4.

В результате оценивания динамики изменения самочувствия, активности и настроения при прослушивании  испытуемыми рок-музыки, нами  выявлено  ее влияние на эмоциональное восприятие подростков. Таким образом, после прослушивания музыкальной рок-композиции в экспериментальном классе средний показатель самочувствия повысился на 0,45, показатель активности – на 0,18, а показатель настроения – на 0,27, что свидетельствует о повышении возбудимости подростков. Следовательно, рок-музыка имеет влияние на подростковую аудиторию, что подтверждено экспериментальными данными.

Выводы по второму  разделу

 

Для диагностики особенностей эмоционального восприятия рок-музыки нами было проведено экспериментальное исследование с помощью методики САН, на базе школы № 14 в 8-Б классе.

Эксперимент состоял  из 2 этапов: первого и второго.

В результате оценивания динамики изменения самочувствия, активности и настроения при прослушивании испытуемыми рок-музыки, нами  выявлено,  что средний показатель самочувствия класса повысился на 0,45, показатель активности – на 0,18, а показатель настроения – на 0,27, что свидетельствует о повышении возбудимости подростков.

Таким образом, цели и задачи нашего эксперимента были достигнуты. По результатам проведенной работы, было выявлено, что рок-музыка оказывает влияние на подростковую аудиторию, что подтверждено экспериментальными данными.

В рамках данной работы в  перспективе дальнейшие исследования над эмоциональным восприятием рок-музыки у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При изучении и анализе психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования, нами было выяснено, что музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие подростка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению, она выполняет воспитательную функцию. Доступность СМИ и других источников влечет за собой необходимость музыкальной грамотности.

Нами выяснено, что  музыкальное восприятие включает в  себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые исполнителем в музыкальном произведении, и  получать от этого эстетическое удовольствие.              

Следовательно, психологический анализ музыкального восприятия обогащает общее представление о перцептивной деятельности, ибо принадлежит к наиболее сложной по своей организации и загадочной для психологов эстетической сфере духовной жизни личности.

Следует отметить, что человеческое восприятие неотделимо от внутренних мыслительных исканий. При обработке чувственных впечатлений в нем происходит «процесс своеобразной постановки проблемы, выдвижение гипотез, их проверка и превращение в истинное знание».

Нами выяснено, что подростковый  возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

Наши исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий  более ярко и интенсивно по сравнению  не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций.

Со стороны психологов и педагогов целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.

Для диагностики особенностей эмоционального восприятия рок-музыки нами было проведено экспериментальное  исследование с помощью методики САН, на базе школы № 14 в 8-Б классе.

Эксперимент состоял  из 2 этапов: первого и второго. В результате оценивания динамики изменения самочувствия, активности и настроения при прослушивании испытуемыми рок-музыки, нами  выявлено,  что средний показатель самочувствия класса повысился на 0,45, показатель активности – на 0,18, а показатель настроения – на 0,27.

Таким образом, цели и задачи нашего эксперимента были достигнуты. По результатам проведенной работы,  было выявлено, что рок-музыка оказывает влияние на подростковую аудиторию, что подтверждено экспериментальными данными.

Следовательно, гипотеза нашей курсовой работы - при восприятии рок музыки наблюдаются изменения эмоциональной сферы старших подростков подтверждена.

В рамках данной работы в  перспективе дальнейшие исследования над эмоциональным восприятием  рок-музыки у подростков.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г.  Ананьев // Художественное творчество. – Л., 1982. - № 7. – С. 121-129.
  2. Байбородова Л. В. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся / Л. В. Байбородова. - М., Педагогика, 1994. – 278 с.
  3. Беляева –Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке / С. Н. Беляева –Экземплярская // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974. – С. 46-57.
  4. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки /  С. Н. Беляева-Экземплярская.- М.: «Музыка», 1923. - 125 с.
  5. Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н. Б. Берхин // Вопросы психологии. – 1988. - № 4. – С. 155-160.
  6. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М., 1997. – 216 с.
  7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. т.1 / В. К. Вилюнас– М., 1986. - 942 с.
  8. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
  9. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л.  Готсдинер. – М., 1983. – 514 с.
  10. Изард К. Э. Психология эмоций. Перев. с англ./  К. Э. Изард.  СПб.: Питер, 1999. – 294 с.
  11. Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки /  Г. Н. Кечхуашвили // Вопросы музыкознания, т.3. - 1980. - № 4. – С. 134-147.
  12. Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культуры / Г.С. Кнаббе  // Вопросы философии. -  1990. -  №8. – С. 24-28.
  13. Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Г. С. Кнабе. Избранные труды. Теория и история культуры. — М.-СПб., 2006, С. 20-50.
  14. Костюк А. Г. Культура музыкального восприятия  /  А. Г. Костюк //Художественное творчество. –Л., 1971. - № 3. – С. 87-96.
  15. Леонтьев А. Н. Осмысленность искусства / А. Н. Леонтьев // Искусство и эмоции. Матер.межд. симп. – Пермь, 1991. – С. 34-48.
  16. Леонтьев Д. А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия /  Д. А. Леонтьев, Ю. А. Волкова // Проблемы информационной культуры. -  1997. - № 4. – С. 47-55.
  17. Линдсли Д. Б. Эмоции. Экспериментальная психология / Д. Б.  Линдсли. М., 1960. – 256 с.
  18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /  А. Маслоу. - М.: «Музыка», 1999. - 125 с.
  19. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. – 1980. - № 4. – С. 155-160.
  20. Мухина В. С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В. С.   Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.
  21. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М.,1972. -  268 с.
  22. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. /  Р. С. Немов. — 4-е изд. - М, 2003г. – 424 с.
  23. Популярная музыка за рубежом. 1928—1997 гг.: Иллюстрир. биобиблиогр. справочник / Сост. А. А. Герасимов, Ю. Ю. Герасимова, Н. В. Миронова, В. В. Ястребов: под общ. ред. В. В. Ястребова. — Ульяновск: РИА «Симбвестинфо», 1997. — 462 с.: ил — (Справочники от «Симбвестинфо») — ISBN 5-86174-010-0.
  24. Раппопорт С.  Х. Искусство и эмоции / С.  Х. Раппопорт. –М., 1968. – 158 с.
  25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1946. -  328 с.
  26. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1970. - 368 с.
  27. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия.  Проблемы музыкального мышления / А. Н. Сохор. –М., 1974.- 178 с.
  28. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Вып.2 / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. -  М.- Л., 1947. – С. 34-56.
  29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., Наука, 2003. – 379 с.
  30. Фресс Поль. Экспериментальная психология. Вып.5. -  Пер. с франц. / Фресс Поль, Пиаже Жан. - М., 1975. – 246 с.
  31. Ястребов В. В. Женщины в зарубежной популярной музыке: Энциклопедический справочник / В. В. Ястребов. — М.: Изд-во НОТА-Р, 2004. — 912 с. (1824 стб): ил. — ISBN 5-98581-004-6.

Информация о работе Влияние рок-музыки на эмоциональную сферу подростков 14-15 лет