Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа
Цель исследования - выявить степень влияния совместимости родителей на уровень популярности ребенка в детском коллективе.
Задачи:
1) Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме.
2) Установить социальный статус детей в классе.
3) Установить уровень совместимости родителей данных детей.
4) Выявить степень зависимости между социальным статусом ребенка в группе сверстников и совместимостью его родителей.
Введение 3
Глава I. Литературный анализ по проблеме семьи и ее роли в процессе формирования личности ребенка. 6
1.1. Характеристики семьи как малой социальной группы: структура, динамика, функции семьи. Периодизация семейных отношений. 6
1.2. Совместимость супругов: функционально-ролевой и структурный подходы к семейной совместимости. Переход к родительству как этап семейного цикла. 13
1.3. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка. 23
1.4. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе. 29
Глава II. Исследование влияния совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе. 38
2.1. Методы исследования. 38
2.2. Исследование социального статуса первоклассников в группе сверстников. 40
2.3. Исследование уровня совместимости родителей детей. 49
2.4. Выявление степени зависимости между социальным статусом ребенка в коллективе и совместимостью его родителей. 61
Заключение. 64
Список литературы. 67
Приложения. 70
Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле если они уверены в своих силах и способностях, - а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг, поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.
Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Однако слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и учителями. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям (и родителям) рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными достижениями и поведением детей.
Группы сверстников формируются из детей, имеющих общие интересы и цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность приобретает все большую важность.
Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение.
Вывод:
Проблема супружеской совместимости детально исследовалась отечественными и зарубежными психологами, изучавшими как структурные компоненты личности супругов (темперамент, характер), так и их функционально-ролевую согласованность (сходство представлений супругов о своих ролях и функциях в семье, ценностно-ориентационное единство членов семейного союза). Что позволило сформулировать так называемый закон совместимости, согласно которому врожденные качества в совместимых парах должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.
Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т. к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т. Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их поведение.
Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников.
Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в школе, спортивные достижения и т. д.
Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.
Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей, которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для других людей (ориентированная на другого индукция).
Глава II
2.1. Для практической проверки заявленной выше гипотезы и выполнения поставленных задач были выбраны и использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.
2. Беседы с учителем, родителями и детьми.
В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса) выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.
Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи, количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об увлечениях вне школы и т. п.
Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что выбирать одноклассников следует из числа друзей.
Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями. Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3. Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».
Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.
3. Комплекс методик:
а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе» (Д. Морено);
б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой).
Методика «РОП» определяет: 1) представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров; 2) представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей в группе, персональное положение каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.
В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была принята следующая шкала социометрических статусов:
I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;
II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;
III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;
IV группа – «изолированные» - 0 выборов.
Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV группы – неблагоприятный статус.
Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является показателем или уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.
В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.
Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему взаимностью.
где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;
n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.
Для группы коэффициент удовлетворенности:
где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;
N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.
2.2. По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 1 «а» класса …..нской средней школы в возрасте 7 – 8 лет в количестве 20 человек. (Приложения 1, 2 ).
В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены следующие результаты:
Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9, минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.
Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20 первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е. не имеют взаимных выборов ( Рис.1).
КУ
100%
2 5 7 6 Первоклассники
Рис. 1. Соотношение статуса и взаимности выборов.
По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности» (процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен 15 %.
Все учащиеся 1 «а» класса получили следующие социальные статусы (Приложение 1):
I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,
№ 13 Саша П.,
№ 16 Дима У.
II группа – «Предпочитаемые»: № 1 Аня А.,
№ 2 Иван А.,
№ 6 Антон К.,
№ 11 Катя Н.,
№ 14 Оля С.,
№ 17 Олег Ф.,
№ 18 Иван Ш.
III группа – «Игнорируемые»: № 3 Света В.,
№ 7 Саша К.,
№ 8 Света К.,
№ 9 Костя К.,
№ 10 Илья М.,
№ 12 Люда О.,
№ 20 Миша С.
IV группа – «Изолированные»: № 4 Маша З.,
№ 15 Катя С.,
№ 19 Костя Ш.
Таким образом, благоприятный социальный статус («звезды» и «предпочитаемые») в классе имеют 10 человек, неблагоприятный («игнорируемые» и «изолированные») – тоже 10. Причем, в классе равное количество как «звезд», так и «изолированных» (3 и 3 соответственно), как «предпочитаемых», так и «игнорируемых» (7 и 7), что наглядно показывает рис.2.
Социальный
I II III IV статус
Рис.2. Распределение социальных статусов в группе.
В результате социометрического исследования, а также наблюдения и беседы, были получены данные, позволяющие составить краткую характеристику на каждого учащегося:
№ 1. Аня А.: социальный статус в классе довольно высокий: получено выборов – 5, взаимных – 1, КУ – 33%.
Активная, непоседа, неусидчива, общительна, хорошо учится, хорошо ладит с детьми. Родители ее балуют. Единственный ребенок в семье, часто остается дома одна. Дома – послушная, самостоятельная, любит животных.
Информация о работе Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе