Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:50, курсовая работа
Целью курсовой работы было изучение влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе.
Задачи, которые были поставлены:
1. Провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в специализированный литературе.
2. Охарактеризовать понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства
1.1 Понятие и сущность формирования стиля руководства…………………...5
1.2 Классификация стилей руководства………………………………………...8
1.3 Психологические факторы, влияющие на формирование
стиля руководства………………………………………………………………..11
1.4 Способы реализации стиля руководства в коллективе…………………....14
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе
2.1 Описание объекта исследования, краткая характеристика исследованных групп……………………………………………………………………………...16
2.2 Цели, задачи и этапы исследования, описание методик диагностики…...18
2.3 Обработка и интерпретация полученных результатов…………………...23
2.4 Подведение итогов исследования и выводы о полученном результате....27
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное
агентство по образованию РФ Государственное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Институт психологии и социологии управления
Кафедра
связи с общественностью
Курсовая работа
по дисциплине «Лидерство в организации»
тема:
«Влияние стиля руководства на психологический
климат в рабочем коллективе»
Выполнила студентка
группы PR 5-2
Быкова
Дарья
Проверил
Ковалев А.В.
Москва,2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства
1.1 Понятие и сущность формирования стиля руководства…………………...5
1.2 Классификация стилей руководства………………………………………...8
1.3 Психологические факторы, влияющие на формирование
стиля руководства…………………………………………………
1.4 Способы реализации
стиля руководства в коллективе…………………....14
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе
2.1 Описание
объекта исследования, краткая характеристика
исследованных групп…………………………………………………………………
2.2 Цели, задачи и этапы исследования, описание методик диагностики…...18
2.3 Обработка и интерпретация полученных результатов…………………...23
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Работа каждого из нас представляет собой систему подчинения. Рядовые работники подчиняются руководителю, руководитель - начальству, начальство - государству. Эта иерархия существует в любой организации. На каждом уровне управления необходимо выбрать самый эффективный стиль руководства для данного коллектива, чтобы получать высокие показатели работы группы. Достаточно сложно прогнозировать управленческую деятельность, потому что каждая личность, на которую направлено воздействие, уникальна, а ее поведение и реакция зависят как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью.
Понятия «стиль руководства» включает в себя относительно устойчивую систему способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Однако, стоит иметь в виду, что не существует «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль часто зависят не столько от личности менеджера, сколько от сложившейся ситуации ситуации.
Целью курсовой работы было изучение влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе.
Задачи, которые были поставлены:
1. Провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в специализированный литературе.
2. Охарактеризовать понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства.
3. Сделать анализ способов реализации стиля руководства в коллективе.
4. Провести исследование влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе, провести статистическую обработку данных, дать интерпретацию полученных результатов.
5.
Представить соответствующие выводы.
Гипотезой курсовой работы стало предположение о том, что при авторитарном стиле руководства преобладает враждебность во взаимоотношениях между членами одной группы, а также проявление покорности и агрессии.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1.1
Понятие и сущность формирования стиля
руководства.
Стиль руководства -- обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.
Говоря о стиле руководства, мы подразумеваем устойчивую манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющую оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.
Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.
В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но в то же время он может быть окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно индивидуален.
Воздействие на стиль руководства оказывают такие индивидуальные характеристики руководителя:
Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Сильный руководитель, который выбрал необходимый коллективу стиль руководства, может возглавить отстающий коллектив и преобразовать ситуацию, пробудить творческие силы и энергию сотрудников.
На протяжении многих лет с момента опубликования Левиным результатов своих исследований в области стилей руководства, ученые разных стран мира обращались к этой теме.
Теория Левина говорит о том, что существует три типа стилей: диктаторский, демократический, попустительский. В экспериментах Левина самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства (в присутствии руководителя); демократический стиль - самый популярный; попустительский некачественен во всех отношениях.
Специалисты Танненбаум и Шмидт выдвинули теорию баланса (власти руководителя и свободы подчиненных). По их мнению, применяемый стиль руководства зависит от:
Ренсис разработал теорию классификации на системы 1 - 4. Система 1: эксплуататорско-авторитарный стиль, который включает в себя и контроль «сверху», и отеческую заботу со стороны начальства. Система 2: благожелательно авторитарный стиль, характеристики: решение принимает руководство, но прежде советуется с группой. Система 3: консультативный стиль, при котором происходит совместное принятие решений руководством и работниками. Система 4: открытый стиль.
Ученые Блейк и Моутон стали авторами двухпараметрической теории стиля управления, при котором наблюдается забота о производстве и забота, о людях. В конце 20-го века специалист Дж. Хант разработал личностную теорию, в соответствии с которой качества руководителя определяются факторами:
1.2 Классификация стилей руководства
Классификация стилей руководства по различным признакам обусловлена существованием множества стилей руководства. Наиболее распространена классификация, определяемая характером отношений между руководителем и подчиненным. По этому признаку принято выделять три стиля руководства: директивный (авторитарный, автократический); либеральный (попустительский); демократический.
Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, то он получает название благосклонного автократа. Хотя руководитель продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Однако, как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией «У»:
1. Труд -- процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Информация о работе Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива