Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:50, курсовая работа
Целью курсовой работы было изучение влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе.
Задачи, которые были поставлены:
1. Провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в специализированный литературе.
2. Охарактеризовать понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства
1.1 Понятие и сущность формирования стиля руководства…………………...5
1.2 Классификация стилей руководства………………………………………...8
1.3 Психологические факторы, влияющие на формирование
стиля руководства………………………………………………………………..11
1.4 Способы реализации стиля руководства в коллективе…………………....14
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на психологический климат в рабочем коллективе
2.1 Описание объекта исследования, краткая характеристика исследованных групп……………………………………………………………………………...16
2.2 Цели, задачи и этапы исследования, описание методик диагностики…...18
2.3 Обработка и интерпретация полученных результатов…………………...23
2.4 Подведение итогов исследования и выводы о полученном результате....27
Заключение
Список используемой литературы
В исследовании приняли участие 27 человек, 10 мужчин и 17 женщин, сотрудники и руководители организаций «Arton» и «AGENDA», возраст респондентов от 20 до 40 лет.
Описание методик исследования:
1.Для изучения стиля руководства была применена методика тестирования «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»;
2. Для определения психологического климата в группе тестирование «Состояние психологического климата в коллективе».
Методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.
Интерпретация ответов:
Стиль управления | Номера ответов-утверждений |
Авторитарный | 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60 |
Либеральный | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 |
Демократический | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58 |
Подсчитав номера соответствующих утверждений и обратившись к таблице, можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0 - 7), средняя (8 - 13), высокая (14 - 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.
Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования можно руководствоваться данными, представленными в таблице.
Характеристика индивидуального стиля управления:
Сумма утвердительных ответов | Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный | |
0 - 7 | Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных. |
8 - 13 | Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей. |
14 - 20 | Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением. |
Либеральный | |
0 - 7 | Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность. |
8 - 13 | Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам. |
14 - 20 | Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство. |
Демократический | |
0 - 7 | Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах. |
8 - 13 | Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала. |
14 - 20 | Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу. |
Тестирование
«Состояние психологического климата
в коллективе» направлено на изучение
психологического климата среди членов
рабочего коллектива. Это важный показатель,
так как психологический климат - это качественная
характеристика межличностных отношений
в трудовом коллективе, которая способствует,
либо напротив препятствует продуктивной
и успешной совместной деятельности.
В результате прохождения данного теста могли получиться следующие результаты:
2.3 Обработка и интерпретация полученных
результатов
В ходе исследования было опрошено 27 респондентов. Это были люди разного возраста и разных должностей. Из 27 респондентов 5 человек занимают руководящие должности. По итогам опроса хорошо видно связь между стилем управления и состоянием психологического климата в тех группах, где применялся этот стиль руководства.
Из пяти опрошенных руководителей были выявлены следующие стили руководства:
- авторитарный (средний), демократический (средний);
- авторитарный (средний);
- авторитарный (высокий);
- авторитарный (средний), демократический (минимальный);
- демократический (средний), либеральный (минимальный).
Смешанный стиль руководства авторитарный и демократический (оба стиля в средней степени выраженности) был выявлен в отделе маркетинговых исследований компании Arton. 90% сотрудников в этом отделе по итогам тестирования «Состояние психологического климата в коллективе» ощущают среднюю благоприятность климата коллектива, в котором они работают, 10% сотрудников посчитали климат незначительно благоприятным.
Средний авторитарный стиль руководства был выявлен в отделе контекстной рекламы компании Arton. Здесь результаты тестирования сотрудников показали такие же пропорции, как и в отделе маркетинга: 90% - средняя благоприятность климата, 10% - незначительная благоприятность.
Высокий авторитарный стиль управления был обнаружен в отделе по работе с клиентами компании Arton. Руководитель в этой группе - молодой человек в возрасте 30 лет. После опроса сотрудников методом тестирования на определение психологического климата итоги распределились следующи образов: 90% - незначительная благоприятность климата, 10% - средняя благоприятность климата в коллективе.
Так же, смешанный стиль руководства наблюдается в финансовом отделе компании Arton. К слову, руководитель отдела женщина в возрасте 38 лет, мать двух детей. 100% ее подчиненных считают климат в своей рабочей группе средней благоприятности.
В дочерней компании агентстве AGENDA была выявлена кардинально другая ситуация. Выяснилось, что исполнительный директор (она же - руководитель группы) использует для управления демократический стиль в средней степени проявления с минимальными элементами либерального стиля. Ее сотрудники прошли тестирование на определение состояния климата в коллективе и результаты оказались неожиданными: 70% опрошенных считают климат в рабочей группе с высокой благоприятностью, для 30% сотрудников этого агентства климат в коллективе обладает средней благоприятностью.
В соответствии с этими данными можно утверждать, что стиль руководства влияет на психологический климат в коллективе. Как говорилось выше, опытными считаются те руководители, которые задействуют смешанные стили руководства. Следует отметить, что в ходе исследования было выявлено три руководителя, использующие смешанный стиль управления, и подчиненные в их группах имеют среднюю или высокую удовлетворенность психологическим климатом в коллективе. Это доказывает, что один выбранный стиль не всегда приносит положительные результаты и возможность совмещать разные стили принесет более высокие результаты работы.
По результатам методик наблюдаются различия между использованием определенного стиля руководства и характером психологического климата. Это дает возможность утверждать, что при разных стилях руководства наблюдаются различные состояния психологического климата в малых группах.
Таким образом, при анализе психологического климата в организации Arton при наличии авторитарного стиля руководства было выявлено следующее:
Следовательно, директивный стиль руководства в данном случае оказывает негативное влияние на социально-психологический климат организации.
По методике «Состояние психологического климата в рабочем коллективе» было выявлено, что для руководителя агентства AGENDA характерен демократический стиль управления с элементами либерального.
Большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства, однако не всегда правильно реагирует на критику.
Таким образом, при помощи сравнительного анализа было выявлено, что присутствует качественное различие характеристик социально-психологического климата при демократическом стиле руководства:
2.4 Подведение итогов исследования и выводы
о полученном результате
На основе полученных данных по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Влияние стиля руководства на психологический климат коллектива