Автор работы: Ирина Косинцева, 17 Июня 2010 в 17:47, творческая работа
В данной работе описаны Стратегии выбора брачного партнера(принудительная,непринудительная кот включает в себя эмоциональную, рациональную, "брак как средство", "брак как цель").
Описаны Теории выбора брачного партнера( Психоаналитическая теория З.Фрейда, комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса).
Рекомендации для успешного выбора брачного партнера
БЛАНК анкеты
Влияние стратегий, теорий, качеств молодого человека при выборе брачного партнера
Исследование
Введение
В жизни почти каждого
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Следует отметить, что вопрос о выборе брачного партнера остается малоизученным в отечественной психологии, поэтому его актуальность не вызывает у нас сомнения. Отдельные аспекты данной проблемы освещались в работах М.А. Абалакиной, А.Н. Волковой, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, В. И. Штильбанс. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили научные труды К. Дэвиса, А. Керкгоффа, Б. Мурстейна, А. Рейса, Р. Сентерса, Р. Уинча.
За
последние десятилетия
Практическая значимость: изучение данной темы позволит нам, как исследователям быть более компетентными и аргументированными в этой области специалистами.
Проблема: каковы стратегий и теории выбора брачного партнера и присущих ему качеств?
Объект исследования: возрастная категория молодые девушки в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: предпочтения в выборе брачного партнера, стратегии выбора брачного партнера и присущих ему качеств.
Гипотеза: вероятно девушки выберут непринужденную эмоциональную стратегию т.к. она обусловленна преобладанием эмоционально-чувственных компонентов в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему.
Целью является исследование мотива влияющего на предпочтения в выборе брачного партнера, как значимого выбора.
Задачи:
при выборе брачного партнера
Определение плана исследования (по этапам):
Составление плана выборки:
Предварительный анализ объекта.
Брак - это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей.
Брачный выбор - это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени.
Брачный круг- это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар.
Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека.
Качество - совокупность свойств объекта, удовлетворяющих в той или иной степени определённые потребности субъекта.
Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Любовь между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной; любовь-страсть – состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружается друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны когда её теряют; любовь – игра (людус) – влечение, вызывающее взаимный интерес сторон но не достигающее высокого накала; любовь рассудочная – любовь, контролируемая сознанием.
Партнёр (фр. partenaire — участник) — компаньон, товарищ, соучастник в каком-либо деле.
Подбор брачных пар – деятельность организаций или отдельных лиц по подыскиванию взаимно подходящих брачных партнёров (Энцик. Словарь «Народонаселение.», М - 1994г.).
Страте́гия
(др.-греч. στρατηγία, «искусство полководца»)
— общий, недетализированный план какой-либо
деятельности, охватывающий длительный
период времени, способ достижения сложной
цели.
Стратегии
выбора брачного партнера
Интересной представляется модель «фильтров» Дж. Удри ., А. Ламперт и Р. Докинз выделили две стратегии поиска брачного партнера, которые обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства.
Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку. Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель.
Понятие обмена, рассматривается в контексте теории социального взаимодействия Дж. Хоманса, относится к добровольным социальным действиям, которые вероятностно обусловлены ответными вознаграждающими реакциями и которые прекращаются, если ожидаемые реакции не наступают. Непринудительная стратегия добрачного поведения, которая подразделяется на два подтипа:
1. Эмоциональную стратегию, обусловленную преобладанием эмоционально-чувственной компоненты в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему. В соответствии с целью данной стратегии – эмоциональная близость с партнером, непосредственное удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте и любви – такая социально-психологическая информация об избраннике, как истинность чувств к субъекту выбора, является ведущим основанием для брачного выбора;
2. Рациональную стратегию, характеризующуюся целенаправленным рациональным выбором партнера с целью максимизации «эффективности брака». Теория социального обмена далека от того, чтобы ограничиваться строго рациональным поведением, ориентированным на материальную выгоду. Ее главная цель – учесть весь вознаграждаемый опыт, включая и желание реализовать гуманитарные идеалы либо духовные ценности, равно как и поиск личных преимуществ и положительных эмоций. Рациональная стратегия по цели выбора спутника жизни подразделяется на два подтипа: стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель».
Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку.
Стратегия
«брак как цель» предполагает
брак как самоцель. Ценность характеристик
будущих молодоженов, включенных в информационный
обмен, непосредственно зависит от основания
брачного выбора и определяет решение
о вступлении в брак.
Теории выбора брачного партнера
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.
Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.
Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.