Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, реферат

Описание

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:
I группа факторов – социально-экономические:
Разнообразие профессий;
Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

Содержание

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека 3
Типичные ошибки при выборе профессии 4
Внешние факторы выбора профессии 5
Внутренние факторы выбора профессии 6
Классификация и выбор профессии 7
Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности 7
Профессиональные ориентации современного студенчества 13

Работа состоит из  1 файл

Профориентация реферат.docx

— 43.77 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение  человека 3

Типичные  ошибки при выборе профессии 4

Внешние факторы  выбора профессии 5

Внутренние  факторы выбора профессии 6

Классификация и выбор профессии 7

Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности 7

Профессиональные  ориентации современного студенчества 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение  человека

Процесс профессионального  становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди  этих факторов можно выделить несколько  групп:

I группа факторов – социально-экономические:

  • Разнообразие профессий;
  • Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).
  • Способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры).
  • Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству – пример: сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов.
  • Престиж профессии.
  • Материальные и моральные стимулы труда.

II группа – социально-психологические факторы:

  • Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).
  • Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):

1 место – материальные  мотивы – стремление иметь  высокооплачиваемую работу, льготы;

2 место – социальные  мотивы – желание занять достойное  место в обществе;

3 место – моральные  мотивы – желание приносить  пользу людям, оказывать им  помощь, общаться;

4 место – группа  престижных мотивов – желание  быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится  среди друзей и знакомых;

5 место – профессиональные  и познавательные мотивы –  стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6 место – утилитарные  мотивы – возможность работать  в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления  в ВУЗ, советы родителей, друзей  и т.д.;

7 место – мотивы  творчества – возможность быть  оригинальным, неповторимым;

8 место – эстетические  мотивы – стремление к красоте,  гармонии, желание работать по  специальности, связанной с созданием  красивого.

III группа – психологические факторы:

  • Интересы и склонности.
  • Общие и специальные способности.
  • Уровень интеллектуального развития.
  • Самооценка и уровень притязаний.
  • Особенности памяти, внимания.

IV группа – психофизиологические факторы:

  • Состояние здоровья.
  • Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность). Многочисленные исследования убедительно показали, что в ряде профессий правильность действий специалиста в экстремальной ситуации зависит не столько от опыта работы, сколько от основных свойств нервной системы. Так, например, подавляющее большинство операторов энергосистем с сильной НС в аварийных ситуациях не терялись, принимали все меры, чтобы предотвратить аварию, а «слабые» либо совершали действия, приводящие к ухудшению ситуации, либо вообще покидали рабочее место. Но почти в любой профессии есть специальности, которые требуют разной выраженности свойств нервной системы. В профессии врача, например, для лиц со слабой нервной системой противопоказаны специализации хирурга, реаниматолога, но могут быть рекомендованы специальности терапевта, окулиста, где маловероятны экстремальные ситуации. Т.е., особенности НС не обязательно будут противопоказанием к той или иной профессии, но и игнорировать их нельзя, т.к. это может привести к серьезным ошибкам при выборе профессии.
  • Особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).

Типичные ошибки при  выборе профессии

Необходимость учета  всех перечисленных факторов, высокая  неопределенность при выборе профессии  приводят к ошибкам, затруднениям. Е.А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии:

1 – отношение  к выбору профессии как к  выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического  развития общества, технологического  прогресса человеку нередко приходится  несколько раз в течение жизни  менять специальность или профессию.

2 – предрассудки  – необоснованный взгляд на  некоторые важные профессии, считающиеся  непрестижными.

3 – выбор профессии  под прямым или косвенным влиянием  родственников, знакомых, друзей.

4 – перенос отношения  к человеку –представителю той  или иной профессии – на  саму профессию.

5 – увлечение  только внешней или какой–нибудь  частной стороной профессии. Например, к таким внешне привлекательным  профессиям относятся менеджер, топ – модель, летчик, актер и  др.

6 – отождествление  учебного предмета в школе  с профессией.

7 – незнание  или неадекватная оценка своих  физических возможностей и способностей.

8 – незнание  основного содержания трудовых  действий и операций выбираемой  профессии или слабое представление  о нем.





Внешние факторы выбора профессии

Внешние факторы выбора профессии

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние  факторы выбора профессии

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия  соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость  пожертвовать какими-то из них. Все  факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы  разные факторы.

Внутренние  факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это  выбор личности, который может  оказать решающее влияние на всю  последующую жизнь, на внутренние факторы  следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских  способностей вряд ли сделает карьеру  кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы  и предпочтения чрезвычайно важны  в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для  творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Классификация и выбор профессии

Даже  выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий —  от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для  лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые  помогают значительно сузить область  поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Типы профессий(по предмету труда)

Группы профессий(по условиям труда)

Отделы профессий(по средствам труда)

Природа

Бытовой микроклимат

Ручные

Человек

Открытый воздух

Механические

Техника

Необычность

Автоматические

Знаковые системы

Экстремальность

Функциональные

Художественный образ

Моральная ответсвенность

Теоретические


Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» — это  биолог, агроном или геолог; «человек-человек» — учитель, менеджер; «человек-техника» — инженер, ремонтник; «человек-знак»  — языковед, программист; «человек-художественный образ» — артист, поэт и т.д. Для  каждого типа характерны особые способности  и умения, наличие которых можно  выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать  конфликтные ситуации и управлять  людьми.

Существуют  также психологические тесты, позволяющие  выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет  отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему  раскрытию личностных качеств.

Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности

 

    Зачастую  выбор дела по душе - процесс длительный. Выбор должен опираться на достоверную  информацию и на точную оценку своих  возможностей и способностей. Но как  же ее получить, когда мы живем в XXI веке в потоке информации (а ее с каждым годом становится все  больше) ориентироваться становится все сложнее и сложнее. Особенно нелегко выпускникам школ, которым предстоит сделать первый в своей жизни важный выбор. Это выбор направления дальнейшей профессионализации. И от того, насколько верным он будет, во многом зависит дальнейшая судьба юноши или девушки. Необходимо осознавать, что зачастую выбор специальности обусловлен социальной средой, в которой находится подросток. Поэтому необходимо учитывать факторы макросреды, которые влияют на выбор подростком сферы профессиональной деятельности.     

Рассмотрим  макро факторы, которые влияют на формирование профессиональных ориентаций подростка. Прежде всего, к таким факторам можно отнести территориальное неравенство и неравенство материальных возможностей. Сущность территориального неравенства в доступе к качественному высшему образованию заключается в том, что подростку из провинции требуется гораздо больше материальных и интеллектуальных ресурсов для получения качественного высшего образования. Главными проблемами для подростка из провинции становятся:

    1. Отсутствие вузов с должным качеством образования в близлежащих городах, что влечёт за собой необходимость постоянных междугородних поездок и значительных материальных расходов (особенно на этапе поступления).
    2. Недостаточный уровень подготовки в школе, отсутствие возможностей дополнительной подготовки (в крупных городах у подростков больше возможностей для довузовской подготовки ).

 

    Получается, что старшеклассники из провинции  изначально при выборе специальности  вынуждены ограничивать свои притязания в профессиональной сфере, соглашаясь на менее престижное и качественное, но более доступное образование. По результатам опроса молодых людей в возрасте до 30 лет оказалось, что наиболее оптимистичные оценки возможностям, существующим в их жизни, дают молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, а молодежь малых городов и сел наиболее негативна в своих оценках.1    

Рассмотрим  второй фактор – материальное неравенство. Зачастую поступление в вуз влечёт за собой немалые материальные расходы и не каждая семья способна их понести безболезненно. Основными факторами, которые делают получение высшего образования материально обусловленным, являются:

    1. Не достаток школьной подготовки, что влечёт за собой необходимость нанимать для подростка репетиторов, направлять его на специальные курсы, платить за обучение в специализированной школе и т.д.
    2. Коррумпированность значительного сегмента российской высшей школы, влёкущая за собой необходимость платить даже за бюджетные места (особенно на престижных направлениях подготовки) и делающая декларируемое равенство в доступе к высшему образованию мифом.

 

    Система ЕГЭ, одной из целей введения которой  было создание равных стартовых возможностей для выпускников школ независимо от их материального положения, так  же не гарантирует равенства при  поступлении в вуз. Отличительной  чертой российского образования, к  сожалению, до сих пор является то, что любую систему можно обойти при наличии денег и связей.    

По  своей сути, получение высшего  образования направленно на дальнейшее трудоустройство молодого специалиста  по полученной специальности. Профессия  задает некоторый «социальный фон» жизни людей. И поэтому многие молодые люди при выборе специальности  напрямую связывают свою будущую  профессию и своё возможное материальное благополучие. Таким образом, уже на этапе поступления в ВУЗ происходит дифференциация молодёжи.    

С одной стороны, молодежь представляет собой наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления  социальной и профессиональной карьеры. С другой стороны, из-за сильного социального, материального и территориального неравенства возможностей получения  образования и самореализации такие  перспективы имеют далеко не все  молодые люди. Они сталкиваются с  проблемой не равенства возможностей в сфере образования, с противоречием  между декларируемым равенством прав на получение образования, и  существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной  сфере.    

Поэтому, по мнению современных социологов2, при выборе профессии школьники на первое место зачастую ставят не те профессии, которые они хотели бы получить, а те, которые возможно получить по соображениям «доступности». Очень часто профессиональный выбор, сделанный под влиянием каких-либо социальных факторов, не соответствует представлениям молодых людей о своей будущей профессии, их психофизиологическим особенностям. Результатом этого является то, что более 30% молодых людей желают выбранную профессию поменять3. Кроме того, даже престижное образование не гарантирует успешного трудоустройства, зачастую всё решают «связи» семьи. Многие студенты изначально писимистично оценивают возможность своей реализации в выбранной профессиональной сфере деятельности.    

Информация о работе Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор