Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:15, реферат

Описание

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:
I группа факторов – социально-экономические:
Разнообразие профессий;
Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

Содержание

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека 3
Типичные ошибки при выборе профессии 4
Внешние факторы выбора профессии 5
Внутренние факторы выбора профессии 6
Классификация и выбор профессии 7
Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности 7
Профессиональные ориентации современного студенчества 13

Работа состоит из  1 файл

Профориентация реферат.docx

— 43.77 Кб (Скачать документ)

Еще один важный фактор макросреды– средства массовой информации, которые непосредственно связаны с информированностью подростка о профессиях и этапах их освоения. Так же через них подросток узнает общественное мнение о различных профессиях и их престижности, популярности и т. д.    

Исходя  из всего вышесказанного, можно определить среду как окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования и деятельности, влияющие на выбор подростком вида профессиональной деятельности. В этом контексте значимыми при выборе будущей профессии становятся также и факторы микросреды, к которым можно отнести:    

Позицию старших членов семьи, которые обеспечивают материальное содержание подростка и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Конкретные проявления позиции старших членов семьи, это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Во-вторых, возможен случай, когда авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. В-третьих, возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к своей профессиональной деятельности вдохновляет ребенка пойти по их стопам.    

В-четвёртых, необходимо учитывать  доходы семьи, в случае, когда ребенок  хочет выбрать негосударственный  вуз или не проходит по конкурсу на бюджетное обучение в государственное  учебное заведение и собирается получать профессию обучаясь на контрактной  основе, будет ли возможность у  родителей поддерживать его и  оплачивать обучение? Если нет, то ребенку  придется скорректировать свой выбор. И, конечно, влияние родителей проявляется  в согласии и поддержке ребенка  в его выборе или в осуждении  и запрете. В условиях кризиса  современной российской общеобразовательной  школы, когда она не выполняет  в полной мере такие важные свои функции как:

    • создание необходимой базы знаний для получения высшего образования
    • профессиональное ориентирование молодежи

огромную  роль в становлении личности и  приобретении знаний, необходимых для  дальнейшей профессиональной и личной жизни человека играет семья.    

Действительно, нередко советчиком при выборе ВУЗа и специальности для «не определившегося  ребенка» оказываются родители, как  более опытные и «понимающие  толк» в престижности и полезности какой-либо профессии. По данным социологических  исследований совпадение интересов  семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизительно у 1/3 учащихся старших классов.    

Итак, мы видим, что родители влияют личным примером и авторитетом. Большое  значение играет материальное и социальное положение семьи.    

Следующим фактором микросреды влияющим на выбор старшеклассником специальности является позиция друзей, которая выражается опять же в духовном влиянии и проявляется как:

    1. Авторитетное мнение, совет.
    2. Личный пример (сравнивая свои способности и способности своего друга, подросток считает, что если он (друг) поступил в этот Вуз, то и я поступлю, и не буду рисковать, поступая куда-то еще).
    3. Стадное чувство (когда подросток не хочет расставаться со своим лучшим другом и идет в тот же вуз, что и он).

 

    На  личность формально, внешне сориентированную на ценности или вовсе ценностно  дезориентированную позиция друзей будет влиять сильнее, чем на личность внутренне сориентированную на ценности.    

Большое влияние на профессиональную ориентацию юношей и девушек оказывает школа. Здесь необходимо учитывать 2 аспекта. Во-первых, позицию учителей (умение учителя заинтересовать свои предметом настолько, чтобы ребенок выбрал этот предмет как сферу своей дельнейшей профессионализации). Во-вторых, направленность школы на изучение иностранных языков, естественных или гуманитарных наук и т.д. Углублённое изучение какой-либо дисциплины, формирует у учащегося специальные знания и умения необходимые для поступления в тот или иной вуз. Таким образом, наличие этих знаний заранее формирует у подростка профессиональную направленность.    

Итак, выбор профессии определяется, прежде всего, cоциальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек  влияет на другого человека, выбор  ограничен различными привилегиями. Многие не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как отсутствие , например, достаточной  обеспеченности, может «закрыть двери» для старшеклассника, который хочет  уехать учиться в столицу, т.к. на это уйдёт значительное количество денег. В дополнение к этому, родители могут влиять на выбор ребенка, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.    

Кроме того, социальная обусловленность  выбора определяется потребностями  общества в кадрах (престижностью  профессий, влиянием семьи, целенаправленностью  школы, общественностью).    

Однако  не справедливо будет рассматривать  подростка как пассивное существо, профессиональные ориентации которого формируются под влиянием различных «воспитателей» (будь то общество, родители и т.д.). Немаловажную роль при выборе подростком вида профессиональной деятельности будут играть его личные склонности и способности. Деятельность личности определяется, прежде всего, ее потребностями, на основе которых развиваются определенные интересы. Но ведь часто человек не может удовлетворить все потребности и вынужден совершить между ними выбор. При этом в действие вступает система ценностей. Они-то и регулируют человеческие стремления и поступки. Можно сказать, что ценности отражают жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Профессиональная направленность - одна из разновидностей ценностных ориентаций личности. Наличие ее указывает на зрелость личности.    

Если  выпускник внутренне, структурно сориентирован  на ценности, то можно не сомневаться  в том, правильно выберет для  себя профессию. В то же время встречается  категория выпускников, которые  лишь внешне сориентированы на те или  иные профессии. Многие просто поддаются «воле случая», другие вообще дезориентированы в профессиональных ценностях последние, как правило, выбирают для себя профессию, либо в разрез с интересами общества, либо, переоценив себя.    

Однако, влияние и эффективность  самопознания и самооценки в процессе выбора профессии зависят от того, насколько они согласуются с  требованиями определенной социальной среды. А среда, как известно, это - не что иное, как совокупность отдельных  сфер, в которых человек проявляет  личные свойства, осуществляет свои социальные функции. Таким образом, у школьника  формируется профессиональная направленность     

Исходя  из всего вышесказанного, можно выделить 9 факторов влияющих на выбор подростком вида профессиональной деятельности:

  1. Позиция старших членов семьи.
  2. Материальное и социальное положение семьи
  3. Позиция товарищей, подруг.
  4. Позиция учителей, школьных педагогов.
  5. Личные профессиональные планы.
  6. Способности.
  7. Уровень притязаний на общественное признание.
  8. Информированность.
  9. Склонности.

Профессиональные  ориентации современного студенчества

 

  Рассмотрим  исследование, проведённое  Е.Л. Могильчак. Исследование было проведено в 16 государственных вузах г, Екатеринбурга. Опрашивались студенты 1-5 курсов в декабре 2003 г. - феврале 2004 г.  

Объем квотной выборки составил 664 человека. Выборочные пропорции по полу, курсу  и форме обучения (госбюджетная-контрактная) соответствовали процентным показателям, полученным в областном управлении статистики. В качестве контрольного признака выступал такой показатель, как проживание в общежитии, ошибка репрезентативности по нему составила 4,2%, что позволяет полагать, что и по исследуемым признакам отклонение выборочных показателей от генеральных не превышало указанной величины. Будет голословным распространение результатов данного исследования на все российское студенчество, однако некоторые характеристики, совпадающие с данными других авторов, позволяют предположить, что полученная в ходе данного исследования картина ориентаций студентов и их факторов может оказаться идентичной для студентов крупных российских городов, типичным представителем которых выступает г. Екатеринбург,   

Рассмотрим, прежде всего  трудовые установки студентов. Трудовые ориентации замерялись относительно труда  как ценности, содержания трудовой деятельности и ее норм, а также  личных качеств, требуемых в трудовой деятельности.    

Рассмотрим  такой аспект, как ориентация на трудовую деятельность. Работа может выполнять в жизни человека чисто прагматические функции и быть исключительно средством заработка, но с ее помощью могут реализоваться и другие потребности - в активности, общении, самореализации и т.д. В этом случае человек стремится к трудовой деятельности даже в том случае, если получил крупные финансовые средства, позволяющие жить не работая. Каждый пятый опрошенный студент не стал бы работать в случае наличия больших денег. Это означает, что у них неразвита потребность в труде как таковом. Характерно, что остальные обследуемые разделились на две примерно равные части - 37% в данной ситуации все равно бы работали, а 42% не смогли однозначно определиться, как бы они себя повели. Если сравнить эти данные с данными представленными в работе Н.А Вершининой15 (80% опрошенных не работали бы, если бы были хорошо обеспеченны), то получается, что данная тенденция достаточно устойчива.  

Студенты, имеющие постоянную работу, чаще, чем  другие категории, даже при наличии  высокого уровня жизни, продолжали бы работать. Однако, в случае низкой оплаты труда они сочли бы морально оправданным  работать, не напрягаясь. У них проявляется  ориентация на труд, но труд справедливо  оплачиваемый. В целом 32,2% студентов имели на момент опроса оплачиваемую работу - постоянную или временную. У большей части опрошенных ориентация на совмещение учебы с заработками является результатом недостаточно хорошего материального положения, а не стремления достичь высокого финансового обеспечения. Работают, будучи в той или иной мере удовлетворенными финансовым положением, всего 11,4% от выборочной совокупности, или примерно одна треть имеющих работу.    

По  данным опроса 21% студентов работает именно для того, чтобы определиться с трудоустройством после окончания учебы.     

В группе удовлетворенных финансовым положением и работающих гораздо  чаще, чем в целом по совокупности, встречаются люди, живущие в отдельной  квартире с родителями, причем оба  родителя обычно имеют высшее образование. По всей вероятности, они и помогают детям получить работу, задействовав собственные социальные связи. Наоборот, менее обеспеченные студенты, как показывают данные общероссийского опроса, значительно реже уверены в том, что их работа поможет им при трудоустройстве16. Так, иногородние студенты, проживающие в общежитии и одновременно неудовлетворенные собственным финансовым положением, занимаются оплачиваемой работой значительно реже.    

Однако  нужно отметить, что они лучше  учатся. Скорее всего эти молодые  люди не верят в эффективность  работы в смысле дальнейшего трудоустройства  и считают более оптимальным  вложение сил в учебную деятельность. Как и в случае первой группы, это характеризует их направленность на реализацию долговременного экономического интереса.    

Если  рассматривать ориентацию на интересное содержание труда. То нетрудно заметить, что требования содержательного труда и высокой его оплаты очень часто вступают в противоречие друг с другом. Занимаясь интересной работой, люди не всегда имеют возможность получать за нее достойное вознаграждение. Применительно к студенчеству имеет смысл говорить прежде всего о структурных ограничениях на саму возможность освоения интересующей их профессии. Речь идет прежде всего о финансовых возможностях семьи. Результаты исследования17, свидетельствуют; только 10- 15% студентов выбрали вузовскую специальность осмысленно, главенствующую же роль здесь сыграли сопутствующие факторы, в том числе финансовые возможности семьи.    

Результаты  рассматриваемого исследования также указывают на ограничивающую роль финансового фактора в процессе профессионального самоопределения студентов. Так, ориентация на интересную работу существенно растет с повышением удовлетворенности выбранной профессией только в группе студентов, которые удовлетворены финансовым положением, В группе студентов неудовлетворенных финансовым положением такого роста не наблюдается. Можно сделать вывод, что хорошие финансовые условия дают возможность молодому человеку реализовать свободу профессионального выбора в соответствии со склонностями и интересами, пусть даже используя платное обучение. Мы выяснили, что среди студентов, обучающихся на платной основе, удовлетворенные профессией встречаются чаще, чем в целом по совокупности. Эти данные согласуются с результатами исследований других авторов: студенты коммерческих вузов, например, при выборе профессии ориентируются в первую очередь на интерес к профессии, а не на возможность приличного заработка, как многие обучающиеся в государственных учебных заведениях18.

 


Информация о работе Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор